Сборник «100 секретов и полезных советов системы Business Studio». Часть 5

Публикации
Поделиться:

Роман Исаев

Эксперт по организационному развитию, процессному управлению, информационным технологиям в бизнесе

Партнёр ГК «Современные технологии управления»

Руководитель проектов, бизнес-тренер, сертифицированный специалист Business Studio

Автор 11 книг и более 60 публикаций в научно-практических журналах

Автор и разработчик моделей и модулей для системы Business Studio, которые на протяжении многих лет активно используются в ведущих российских и международных организациях

Представляем пятый (заключительный) выпуск сборника «100 секретов и полезных советов системы Business Studio» (записи 85-100 из 100). В нём рассмотрены две темы: административные и сервисные функции и настройки, шаблоны отчётов и фильтры.

Ссылки на предыдущие выпуски (части) сборника.

Первый выпуск: текстовая версия, видео версия.

Второй выпуск: текстовая версия, видео версия.

Третий выпуск: текстовая версия, видео версия.

Четвёртый выпуск: текстовая версия, видео версия.

Если у вас тоже есть интересные заметки по применению Business Studio, пишите в комментариях или в нашем телеграм-канале.

  1. Административные и сервисные функции и настройки

    1. Для одного пользователя можно назначить несколько групп вертикальных прав, все права доступа из групп объединяются. Меню администратора — Назначения группы вертикальных прав пользователю. Группа вертикальных прав «Права администратора» всегда обновляется автоматически при обновлениях Business Studio, поэтому редактировать её нельзя.
    2. Право с флажком «Запретить» имеет более высокий приоритет, чем флажок «Разрешить». Например, если для пользователя в разных группах вертикальных прав установлены для определённого права флажки и на Разрешение, и на Запрет, то результатом будет Запрет.
    3. Если нужно быстро назначить права сразу на иерархию из нескольких классов, то применяется кнопка «Установить для всех нижележащих» в окне «Группы вертикальных прав — Редактирование прав». Её нужно нажимать каждый раз при проставлении нового флажка «Разрешить / Запретить» для каждого права.
    4. Быстрый просмотр истории действий с объектом (кто и когда его создавал, изменял, удалял) доступен из контекстного меню этого объекта: дополнительно — показать историю изменений. Работает при условии, что включены «Настройки журнала отслеживания изменений данных» в меню администратора.
    5. Если при импорте данных из Excel файла в справочник Business Studio некоторые записи нужно загружать как папки, то в свойствах пакета импорта на вкладке «Ключ родителя» нужно указать: Является папкой (внешний параметр) = Название столбца Excel (значения в ячейках столбца — Да/Нет), Является папкой (значение по умолчанию) = Нет.
      Если нужно выполнить импорт иерархической структуры данных, то на этой же вкладке в нижней части указывается: внешний параметр = название столбца Excel, в ячейках которого указано название вышестоящего объекта в иерархии (родителя) для объекта текущей строки таблицы Excel, параметр = название (т.е. идентификация объектов-родителей будет выполняться по названиям объектов).
    6. Экспорт всех вертикальных прав доступа в другую базу данных через файл XML. Меню администратора — Экспорт — BS_Repositories — отметить только три флажка (Vertical_Permission_Types, Vertical_Permission_Categories, Vertical_Permissions), нажать на кнопку «Выполнить экспорт».
    7. Для случаев, когда у пользователя нет ОС Windows и/или Microsoft Visio, можно использовать облачную версию Business Studio, которая работает по протоколу RDP (удалённый рабочий стол).
    8. В Business Studio можно не только хранить историю действий с любым объектом (кто и когда его создавал, изменял, удалял), но и историю изменений значений параметров этого объекта. Как включить: меню администратора — объекты администрирования — настройки журнала отслеживания изменений данных — создать запись (объект) и в свойствах заполнить вкладку «Параметры для логирования» с указанием класса и типа изменения данных (все флажки).
    9. Структура данных Business Studio представлена тремя модулями (разделами): CRM, База, БизнесМодель
      CRM — модуль почтовых рассылок.
      База — общий функционал любого решения, построенного на платформе Business Studio, независимо от предметной области (права, меню, отчёты, импорт и т.д.).
      БизнесМодель – функционал предметного решения Business Studio (предметные классы, диаграммы).
      В MetaEdit при работе с разными классами обязательно переключать эти модули в верхнем выпадающем меню «Модуль».
    10. Если назначить пользователя базы данных с помощью модуля «DB Администратор», то при первом входе в данную базу пользователь автоматически появится в окне по кнопке «Управление моделью — Управление пользователями».
      Если в базе включена автоматическая раздача прав (в главном меню — кнопка «Настройки для всех пользователей» — вкладка «Основные» — флажок «Автоматическая раздача прав»), то данный пользователь зайдет в базу с вертикальными правами Администратора и Меню пользователя.
      Если автоматическая раздача прав отключена, и пользователя назначат обычным пользователем базы в «DB Администратор» (не администратором), то при входе в базу пользователь почти ничего не увидит. Нужно будет вручную назначить данному пользователю вертикальные права на эту базу.
  2. Шаблоны отчётов и фильтры

    1. Если в шаблоне отчёта из базовой поставки Business Studio вы нашли полезную (необходимую для работы) привязку, то её можно копировать в свой (пользовательский) шаблон отчёта, чтобы не разрабатывать с нуля. В первом шаблоне отчёта у привязки нажимается «Копировать», во втором шаблоне отчёта в пустом месте области привязок нажимается «Вставить». Работает только для корневых привязок (которые на верхнем уровне в дереве привязок).
    2. Видимость шаблонов отчётов объекта в контекстном меню объектов для различных типов объектов можно настраивать с помощью фильтра. Например, в справочнике «Программные продукты» есть 3 типа объектов: информационная система, модуль ИС, функция ИС. Для этих разных типов объектов можно показывать в контекстном меню «Отчёты» разные шаблоны отчётов. Необходимо создать фильтр с условием для показа только определённого типа объектов, привязать этот фильтр в параметр «Фильтр объекта» в настройках (свойствах) шаблона отчёта.
    3. Экспорт всех или нескольких шаблонов отчётов объекта можно быстро выполнять через группы. Например, для переноса в другую базу данных. Для этого необходимо создать группу в справочнике «Группы», добавить в её состав на вкладку «Связи с объектами» необходимые шаблоны отчётов объекта, нажать «Экспортировать по вкладке Связи с объектами». Будет выгружен файл XML. Фильтры, используемые в этих отчётах, автоматически привяжутся к этим отчётам при экспорте (сохранятся в файл).
    4. Поиск объектов в справочнике «Электронные документы», у которых в названии встречается слово «Договор». Создать фильтр по этому справочнику. На вкладке Условия в свойствах фильтра (Основное условие) для параметра «Название» указать Тип — «Значение», Оператор — «~», Значение — «%договор%». Такой поиск может применяться для любых справочников Business Studio.
    5. Вывод всех нижележащих (в иерархии) объектов от выбранного объекта справочника.
      Например, всех подпроцессов.
      Вариант 1. Привязка с типом «Дерево» в шаблоне отчёта.
      Вариант 2. Фильтр по классу «БизнесМодель.Процессы» (Деятельность) с зажатой кнопкой «Фильтровать узел фильтра» в настройках фильтра, сортировкой по необходимым параметрам и подстановкой в качестве узла фильтра того объекта, от которого нужно сформировать выборку.
    6. Как рассчитать (определить) количество всех отчётов, которые содержит HTML-публикация (папка). Общее число отчётов всегда выводится во время формирования HTML-публикации. Второй вариант. Сформированные отчёты (в формате .htm и .docm) хранятся в папке по адресу «Путь_к_папке_с_HTML-публикацией\www\data». Можно сделать поиск файлов с расширением «*.htm» в этой папке, например с помощью программы «Total Commander», и увидеть общее число файлов.
    7. Отчёты в HTML-публикации всегда имеют постоянный адрес, например https://publication.businessstudio.ru/businessmodel.php?oguid=09fa068b-24c0-4db3-a068-bd1bfe192407&rguid=89c511dd-8044-4fa1-abe7-9c69e3058352. Поэтому можно давать коллегам прямую ссылку на конкретный отчёт для открытия в веб-браузере. oguid (object GUID) означает GUID объекта (уникальный номер), rguid (report GUID) означает GUID отчёта (уникальный номер).

Рекомендуемая литература и источники информации:

  1. Онлайн-справка системы Business Studio .
  2. Вебинары (обучение) для пользователей и администраторов Business Studio .
  3. Сборники регламентирующих документов, моделей процессов и полезных рабочих материалов для бизнес-аналитиков и системных аналитиков .
  4. Дополнительные функциональные модули системы Business Studio .
  5. Книги и практические пособия для бизнес-аналитиков и системных аналитиков .

Апрель 2023 г.

Поделиться:

Рекомендуемые материалы по тематике