Дмитрий Могилко
К. т. н.
Бизнес-архитектор
Эксперт-консультант ВЭШ СПГЭУ
Асессор по модели EFQM
Партнёр ГК «Современные технологии управления» (г. Санкт-Петербург)
В статье представлен обзор критериев организационного совершенства конкурса на премии Правительства РФ в области качества и метрики оценки уровня зрелости по логике RADAR, а также авторский подход к организации и проведению самооценки с применением системы Business Studio.
Одним из важных аспектов процессного подхода является определение методов [1] и процесса [2] мотивации сотрудников для увеличения эффективности деятельности организации. При этом мотивация способствует повышению вовлеченности [3] и, как следствие, достижению целей в области качества, осуществлению постоянных улучшений. Критерии самооценки уровня организационного совершенства, описанные в настоящей статье, могут быть использованы как стимулы и индикаторы улучшения деятельности.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 содержит требования к созданию и сертификации СМК организации, чтобы обеспечить уверенность потребителей в качестве продукции и услуг [2]. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9004 включает рекомендации по систематическому улучшению общих результатов деятельности с применением механизма самооценки, чтобы обеспечить уверенность заинтересованных сторон в способности организации добиваться устойчивого успеха [4].
Под самооценкой понимается всесторонний и систематический анализ деятельности организации и показателей степени ее зрелости [5] для выявления ее сильных и слабых сторон, областей для улучшения и инноваций, установления приоритетов и разработки планов действий с целью достижения устойчивого успеха. Методика самооценки включает следующие этапы:
- определение области самооценки;
- назначение ответственного за самооценку и сроков ее проведения;
- определение порядка проведения самооценки;
- выявление уровня зрелости по каждому отдельному процессу организации;
- обобщение результатов самооценки в отчете;
- оценка текущей результативности процессов организации и идентификация областей для улучшений и/или инноваций;
- составление плана улучшений и/или инноваций, распределение ответственности за выбранные действия, оценка и выделение ресурсов, определение ожидаемых выгод и рисков [4].
Ключевыми элементами самооценки выступают:
- заинтересованные стороны;
- внешние и внутренние факторы среды;
- миссия, видение, ценности и культура;
- политика и стратегия;
- цели;
- обмен информацией;
- определение процессов, ответственность и полномочия, связанные с ними, менеджмент (взаимосвязи и улучшение взаимодействия) процессов;
- человеческие ресурсы;
- знания организации;
- технологии;
- инфраструктура и производственная среда;
- ресурсы, поставляемые внешними поставщиками;
- природные ресурсы;
- показатели результатов деятельности, их анализ и оценка;
- внутренний аудит;
- самооценка;
- улучшение и инновации;
- извлечение уроков.
Для оценки уровня зрелости ключевых элементов в стандарте предлагается использование балльных шкал (от 1 — базовый уровень до 5 — передовой опыт) [4].
Дополнительно в ГОСТ Р ИСО 10014–2008 [6] представлены критерии самооценки зрелости СМК для достижения экономического эффекта на основе принципов менеджмента качества, процессного подхода и PDCA-методологии. При этом для каждого принципа в PDCA-цикле предложены конкретные методы достижения финансового и экономического эффекта.
Оценка зрелости осуществляется с помощью балльной шкалы, уровни которой характеризуют следующие (описательные) критерии.
- Уровень результативности системы менеджмента (качества) — 0%:
- свидетельства внедрения принципов менеджмента качества отсутствуют;
- реальные цели отсутствуют;
- измерения не производятся;
- работа с претензиями неудовлетворительная.
- Уровень результативности системы менеджмента (качества) — 25%:
- принципы менеджмента внедряются в некоторых областях деятельности;
- есть незначительные свидетельства применения процессного подхода;
- установлены некоторые цели и достигнуты некоторые положительные результаты;
- проводятся случайные анализ и оценка, которые могут привести только к незначительным улучшениям;
- применяется коррекция (исправление) ошибок;
- существует ориентация на удовлетворенность потребителей, но без учета потребностей других заинтересованных сторон.
- Уровень результативности системы менеджмента (качества) — 50%:
- принципы менеджмента внедряются в большинстве областей деятельности;
- внедрение процессного подхода очевидно;
- проводится анализ причин несоответствий, предпринимаются корректирующие действия;
- есть информация о поставленных целях и результатах их достижения;
- наблюдается незначительная тенденция к улучшению;
- существует ориентация на удовлетворение требований заинтересованных сторон.
- Уровень результативности системы менеджмента (качества) — 75%:
- принципы менеджмента внедряются по всей организации с небольшими исключениями;
- есть свидетельства управления взаимосвязанной системой процессов;
- доступны свидетельства корректирующих действий, направленных на предупреждение повторного появления несоответствий, а также оценки рисков;
- наблюдаются положительные результаты в достижении целей;
- проводится периодический анализ улучшений, но не во всех областях деятельности;
- в организации и у ключевых ее поставщиков внедрен непрерывный процесс улучшений, доступны свидетельства долгосрочных улучшений за период не менее года;
- существует ориентация на удовлетворение требований большинства заинтересованных сторон.
- Уровень результативности системы менеджмента (качества) — 100%:
- принципы менеджмента внедрены по всей организации;
- организация признана лучшей в классе (отрасли);
- применяются подходы, приводящие к успеху и положительным результатам во всех областях деятельности;
- проводится регулярный анализ деятельности;
- доступны свидетельства долгосрочных улучшений за период не менее трех лет;
- достигнута удовлетворенность всех заинтересованных сторон.
С целью обобщения и распространения передовой практики многие страны проводят конкурсы по оценке организационного совершенства с применением соответствующих (универсальных) моделей, наиболее известными из которых являются:
- Национальная премия качества имени М. Болдриджа (учреждена в 1987 г. в США);
- премия Европейского фонда управления качеством (EFQM-модель, разработана в 1991 г.);
- премия Деминга (учреждена в 1951 г. в Японии, получила распространение в странах Юго-Восточной Азии);
- Японская премия качества (представляет собой модифицированную модель М. Болдриджа и вручается с 1996 г. в Японии) [7].
Также используют модели делового совершенства Австралия, Канада, Сингапур, ЮАР. В России с 1997 г. присуждается премия Правительства РФ в области качества на основе модели, приведенной в соответствие с EFQM.
Рекомендации по самооценке деятельности организации на соответствие критериям премии Правительства РФ в области качества включают следующее.
- Принципы менеджмента качества:
- ориентация на потребителя;
- лидерство руководства и последовательность в достижении целей;
- менеджмент на основе понимания процессов и фактов;
- вовлечение персонала;
- непрерывная познавательная деятельность и инновации;
- развитие партнерства;
- взаимодействие с обществом;
- ориентация на результаты.
- Критерии модели (группа «Возможности»):
- лидирующая роль руководства (пять субкритериев);
- политика и стратегия организации в области качества (четыре субкритерия);
- персонал (пять субкритериев);
- партнерство и ресурсы (пять субкритериев);
- процессы, осуществляемые организацией (пять субкритериев).
- Критерии модели (группа «Результаты»):
- удовлетворенность потребителей качеством продукции и услуг (два субкритерия);
- удовлетворенность персонала (два субкритерия);
- влияние организации на общество (два субкритерия);
- результаты работы организации (два субкритерия) [8].
Распределение весов критериев модели представлено на рис. 1.
Рис. 1. Веса критериев в модели премии Правительства РФ в области качества
- Организация процесса самооценки, включающая основные этапы:
- принятие решения о проведении самооценки;
- назначение руководителя проекта;
- назначение руководителей подразделений для проведения самооценки по одному или нескольким критериям;
- назначение работников для составления отчета;
- назначение экспертной группы;
- обучение участников проекта методам самооценки;
- формирование отчета;
- экспертная оценка отчета, определение сильных сторон и областей для улучшения;
- составление экспертного заключения и рекомендаций для участия в конкурсе на соискание премии;
- определение приоритетов для областей улучшения и принятие решения об участии в конкурсе;
- назначение ответственных за разработку и реализацию мероприятий по улучшениям;
- осуществление контроля за реализацией мероприятий по улучшениям.
- Подготовка отчета о самооценке, в содержании которого необходимо представить (в описании деятельности по каждому критерию):
- определение подхода (могут быть использованы универсальные методы менеджмента [6], а также индивидуальные, характерные для деятельности конкретной организации), при этом может применяться один из способов описания методов менеджмента, включающих:
○ краткий обзор, область применения, входные данные, процесс выполнения метода, выходные данные, преимущества и недостатки [9];
○ содержание, назначение, необходимые действия, общие принципы применения [10];
- описание области (развертывания, оценки и пересмотра с целью совершенствования) применения подхода в деятельности по критерию (как инструмента решения задач в функциональной сфере);
- ссылка на документы — свидетельства применения подхода (нормативно-справочные документы или результаты решения задач);
- ссылки на взаимосвязи (интеграцию) описываемого критерия с другими критериями (в группах «Возможности» и «Результаты»).
- Проведение (экспертной) оценки отчета на основе логики RADAR (R: results — результаты, A: approach — подход, D: deployment — развертывание, A, R: assessment and review — оценка и пересмотр):
- определение результатов (достижений организации);
- планирование интегрированных подходов (форм и методов работы, применяемых в рамках деятельности, которую характеризует критерий);
- систематическое развертывание подходов;
- оценка и пересмотр подходов на основе анализа достигнутых результатов [11].
- Планирование совершенствования деятельности организации на основе самооценки.
Поскольку экспертная оценка по логике RADAR является наиболее сложным и ответственным этапом проекта, автором предлагаются упрощенные формулировки для шкалы оценок, представленные в таблице.
Таблица. Формулировки для шкалы оценок
Группа критериев модели
|
Элемент оценки
|
Признак оценки
|
Формулировка максимального значения для шкалы оценки (5 баллов)
|
Возможности
|
Совершенство подхода
|
Обоснованность
|
Подход основан на потребностях заинтересованных сторон и процессном управлении
|
Интегрированность
|
Подход интегрирован с другими подходами и поддерживает стратегию
|
Полнота (развертывания) подхода
|
Внедренность
|
Подход внедрен в деятельность предприятия на различных организационных уровнях
|
Системность (структурированность)
|
Подход структурирован для развертывания на основе проектного управления с обеспечением гибкости и мобильности организации
|
Оценка и пересмотр (улучшение)
|
Измерение
|
Подход измеряется по эффективности, результативности и развертыванию
|
Изучение и творчество
|
Подход готовится к совершенствованию на основе развития компетенций и вовлеченности (изучения и творчества)
|
Улучшения и инновации
|
Подход совершенствуется на основе приоритетов и внедрения инноваций
|
Результаты
|
Значимость и пригодность
|
Область охвата и значимость
|
Результаты определены по охвату и значимости для стратегии и заинтересованных сторон
|
Пригодность
|
Результаты пригодны (актуальны, надежны и точны)
|
Сегментация
|
Результаты сегментированы для областей применения
|
Достижения (качество результатов)
|
Тенденции
|
Результаты имеют положительную тенденцию
|
Целевые показатели (цели)
|
Результаты достигают целевых значений, соответствующих стратегическим целям
|
Сравнения
|
Результаты сравнимы с конкурентными бенчмарками (отраслевыми и мировыми)
|
Причины (уверенность в будущем)
|
Результаты будут уверенно поддерживаться в будущем
|
Итоговая оценка совершенства по критерию (субкритерию) является сверткой (взвешенной оценкой баллов или процентов) по отдельным признакам с учетом следующих ограничений:
- взвешенная оценка для критериев группы «Возможности» не может превышать балл по «Совершенству подхода» (обоснованности и интегрированности);
- взвешенная оценка для критериев группы «Результаты» не может превышать балл по «Значимости и пригодности» (охвату, пригодности и сегментации).
Точность проведения самооценки обусловлена следующими факторами:
- качеством подготовки (содержания) отчета;
- уровнем компетенций экспертов-оценщиков (асессоров) в следующих областях:
○ деловые компетенции (понимание контекста оцениваемой организации и его эффективное использование, позволяющее провести актуальный анализ);
○ аналитические компетенции (восприятие и понимание соответствующей информации и данных, относящихся к оцениваемой организации, их использование для получения ясного, точного, глубокого, общего и детального анализа);
○ командная работа и профессионализм (внесение эффективного вклада в качестве члена команды по оценке посредством профессиональных и честных действий);
○ коммуникации, межличностное общение и интервьюирование (ясное и точное общение на разговорном и письменном английском языке, демонстрация эффективных навыков межличностного общения и интервьюирования);
○ структура EFQM (понимание и применение модели совершенства EFQM, ее структуры, критериев, содержания, динамики и связей с фундаментальными концепциями и логикой RADAR);
○ написание отчета и презентация (предоставление ясной, точной и имеющей ценность обратной связи в письменной и устной форме).
Для проведения (ежегодной) самооценки в организации могут быть использованы методы различной сложности:
- имитация участия в конкурсе (максимальная сложность требований);
- заполнение специального бланка (проформы);
- использование матрицы (таблицы) для экспертного выбора подходящей формулировки;
- проведение рабочего совещания с целью определения сильных сторон и областей для улучшения;
- привлечение независимых экспертов для сбора и анализа данных;
- проведение анкетирования [8].
Для снижения трудоемкости проведения и накопления знаний по результатам самооценки автором предлагается использование модифицированного подхода с автоматизированной поддержкой процесса самооценки в среде бизнес-моделирования Business Studio. С этой целью необходимо осуществить ряд шагов.
- Описание процессов организации (рис. 2), включая:
- результат;
- содержание;
- участников;
- рабочие и нормативно-справочные документы;
- показатели и их значения (рис. 3).
Рис. 2. Карточка процесса
Рис. 3. Карточка показателя
- Формирование групп критериев для модели самооценки (рис. 4), при этом в поле «Комментарий» карточки группы описывается содержание критерия, а на вкладку «Состав» добавляются используемые подходы и процессы.
Рис. 4. Карточка группы критериев
- Определение и описание подходов, при этом в поле «Комментарий» карточки объекта информации описывается содержание подхода (рис. 5).
Рис. 5. Карточка объекта информации (подхода)
- Определение и описание RADAR-метрик по аналогии с п. 3 (рис. 6).
Рис. 6. Карточка объекта информации (RADAR-метрики)
- Формирование Excel-файла анкеты со шкалой оценки по логике RADAR, при этом в него заносятся используемые подходы (в соответствии с п. 2) и виды документов — свидетельств их применения в соответствующих процессах (рис. 7).
Рис. 7. Анкета самооценки
- Обучение заинтересованных сторон проведению самооценки.
- Проведение самооценки заинтересованными сторонами, при этом в анкетах проставляются баллы в соответствии с тем, насколько представленные формулировки критериев, применяемые подходы и документы-свидетельства соответствуют действительности, а также при необходимости добавляются комментарии с пояснением оценки и с предложениями по улучшениям.
- Формирование автоматического отчета по анкетам (по результатам самооценки). При этом используются возможности системы Business Studio по OLE-автоматизации [12]), содержащего:
- лист «Карта» (рис. 8), включающий:
○ распределение критериев по удовлетворенности (совершенством) с учетом их весов;
○ приоритеты улучшения по критериям совершенства;
○ общий итог совершенства (из 100%);
Рис. 8. Карта распределения критериев
- лист «Отчет», включающий:
○ наименования критериев из групп «Возможности» (рис. 9) и «Результаты» (рис. 10);
○ документы-свидетельства;
○ комментарии оценщиков — заинтересованных сторон;
○ применяемые подходы;
○ наименование процессов, которые оцениваются в рамках критерия и в которых используются подходы;
○ средневзвешенные значения баллов по признакам оценки логики RADAR с выводами (на основании средних баллов оценок по RADAR-метрикам) относительно сильных сторон и областей для улучшения;
Рис. 9. Отчет по группе «Возможности»
Рис. 10. Отчет по группе «Результаты»
- лист «Подходы» (рис. 11), включающий:
○ наименование и описание подходов;
○ ссылку на критерии и процессы, в которых они применяются;
Рис. 11. Подходы
- лист «Показатели» (рис. 12), включающий:
○ наименование показателей;
○ отчетный интервал;
○ плановые и фактические значения;
○ ответственного за достижение целевого значения;
○ процесс, в котором измеряется значение показателя;
Рис. 12. Показатели
- лист «Критерии», включающий описание критериев (рис. 13);
Рис. 13. Критерии
- лист «Кластеры» (группы схожести) оценок заинтересованных сторон (рис. 14).
Рис. 14. Кластеры
Для удобства навигации отчет содержит необходимые автоматические межстраничные ссылки.
Предложенный автором подход самооценки организационного совершенства с применением системы Business Studio позволит сформировать базу знаний организации по передовой практике применения подходов в рамках процессной модели и критериев самооценки (возможностей и результатов) в системе премиального стимулирования труда.
Источники информации:
- ГОСТ Р 57524–2017 «Бережливое производство. Поток создания ценности».
- ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949–2009 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 для организаций-производителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности».
- ГОСТ Р ИСО 10018–2014 «Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности».
- ГОСТ Р ИСО 9004–2019 «Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации».
- ГОСТ Р ИСО 9004–2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества».
- ГОСТ Р ИСО 10014–2008 «Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества».
- Маслов Д. В. Совершенствование системы управления предприятием на основе организационной самооценки. — Иваново: ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина», 2009. — 180 с.
- Р 50-601-45/1–2006 «Самооценка деятельности организации на соответствие критериям Премий Правительства Российской Федерации в области качества 2006 года».
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2010 «Менеджмент риска. Методы оценки риска».
- ГОСТ Р ИСО 13053-2-2015 «Количественные методы улучшения процессов Шесть сигм. Методы».
- Логика RADAR.
- Система бизнес-моделирования «Business Studio». «Создание пользовательских отчетов».
Опубликовано по материалам:
Журнал «Мотивация и оплата труда», 03/2020.
Август 2020 г.
Рекомендуемые материалы по тематике