В настоящее время многие страны пытаются создать национальную инновационную систему полного цикла (в мире пока нет ни одной). Важную роль в этой системе должны играть новые университеты.
В
Для формирования высокоэффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации предусматривается создание Международного института содействия инновационному развитию (МИСИР). Задачей МИСИР является подготовка молодежных команд инновационных предпринимателей в университетах (startups), команд инновационных предпринимателей на предприятиях (
На основе анализа динамики ВНП России были выявлены особенности управления инновационным развитием предприятий на различных этапах жизненного цикла, заключающиеся в изменении системы управления инновационным процессом, а также в необходимости поэтапного перехода основных субъектов экономики (органов власти, бизнеса и
Отсутствие этих необходимых условий приводит к целому ряду глубоких кризисных явлений в мировой экономике, включая глобальные и локальные военные столкновения.
Наличие этих условий в совокупности с адекватной программой (планом и дорожной картой) развития экономики должны привести возникновению кумулятивного эффекта развития базовых технологий и синергетического эффекта за счет создания новых методов организации производства и бизнеса (производственной системы).
Как показано на рис. 1, формирование новой технологической платформы обычно происходит внутри старого технологического уклада. Поэтому часто его первые этапы, связанные с созданием новых методов подготовки специалистов с новыми компетенциями, проведением фундаментальных и поисковых исследований и созданием новых базовых технологий (инноваций), невозможно прогнозировать и тем более планировать. Поэтому данный этап формирования нового технологического уклада обычно носит диффузный характер.
Таблица 1. Изменение структуры рынка труда для различных укладов экономики по оценке участников МВТШУ, руководитель школы
Обычный диффузный характер инноваций предшествует формированию нового уклада экономики, но не может служить моделью бурного развития нового технологического уклада, что происходит только в результате возникновения синергетического эффекта, за счет взаимопроникновения (конвергенций) различных новых базовых технологий и новых методов организации производства и моделей бизнеса.
Например, развитие металлургии (новых материалов), развитие электротехники (технологии) и создание двигателей внутреннего сгорания (продукта) послужили основой для создания в 1914 году новой производственной системы (в виде конвейера на заводе Форда) индустриальной экономики. При этом создание производственной системы потребовало от индустриальной экономики всего несколько миллионов долларов. В России этот переход был осуществлен в
Результаты многочисленных послевоенных исследований привели к созданию в США и России (за счет появления мощных академических и отраслевых исследовательских институтов) ядерных, космических и авиационных и компьютерных технологий, на основе которых создавались в России первые атомные электростанции, космические корабли и реактивные самолеты.
Однако производственная система нового технологического уклада была создана в США благодаря изобретению коммерческих роботизированных систем компанией Unimation Inc. в 1961 году и коммерческой ЭВМ в 1964 году компанией IBM, что позволило обеспечить создание производственной системы нового технологического уклада индустриальной экономики на основе информационных технологий. Стоимость реализации только ИТ проекта составила 25 млрд долларов в ценах 2005 г. Таким образом, стоимость перехода к новому технологическому укладу увеличивается в 1000 раз.
Очередная попытка России обеспечить переход на новый технологический уклад за счет трансфера западных производственных систем и продуктов не увенчалась успехом
В настоящее время ситуация для российской экономики может повториться, если не будет сформирована собственная российская модель великой трансформации (новой индустриализации по Путину), учитывающей необходимость институционального обеспечения полного цикла инновационной экономики, который включает единый цикл проектирования, организации производства (включая производство по индивидуальному заказу), проектирования «умной» инфраструктуры (и в целом «умной адаптивной» экосистемы) и сервисной системы управления эксплуатацией и утилизацией.
В настоящее время многие страны пытаются создать национальную инновационную систему полного цикла (в мире пока нет ни одной). Важную роль в этой системе должны играть новые университеты.
В развитых странах уровень безработицы среди молодежи составляет от 10 до 45%. В России скрытая безработица среди молодежи варьируется в пределах от 10 до 30% в зависимости от регионов. Если в регионах (странах) не будут сформированы новые рынки труда в новых в инновационных секторах экономики, к 2020 году во многих регионах уровень безработицы превысит 50%.
Рисунок 1.Система BS. Информационная модель управления инновационными проектами. Диаграмма процессов верхнего уровня
Проведенный нами в начале 2012 года прогноз развития новых секторов экономики и рынков труда среди 118 слушателей международной высшей технологической школы управления при КНИТУ им.
При этом слушатели ожидают, что устойчивые рабочие места в условиях кризиса будут создаваться в новых инфраструктурных корпорациях, создаваемых для развития инновационных территориальных кластеров.
Для управления инновационной деятельностью в университетах необходимо применение проектных подходов при моделировании инновационных процессов, что позволит управлять инновационной деятельностью как совокупностью проектов со своими целями и задачами, что соответственно позволит довести эти проекты до получения реального результата. Для применения проектных подходов нами был проведен анализ существующих систем
По каждому из указанных в предыдущей главе направлений управление инновационными проектами осуществляется в соответствии с методологией управления портфелем проектов. Авторами настоящей статьи с помощью системы BS на основе исследования инновационной и
и пяти группам процессов:
Рисунок 2. Информационная модель управления инновационной деятельностью вуза. Диаграмма процессов верхнего уровня
В настоящее время соответствующие институты, описанные в предыдущих разделах формируются и на базе существующих и новых структурных подразделений Казанского федерального университета и включают в себя следующих участников:
Рисунок 3. Информационная модель управления инновационной деятельностью вуза. Диаграмма
Взаимодействие между описанными выше участниками, а также их интеграция во внешнюю среду должна основываться на следующих принципах:
Авторами настоящей статьи для построения системы управления в системе BS разработана также информационная модель управления инновационной деятельностью в вузе, представленная в виде диаграмм
Построенные в системе BS информационные модели позволяют управлять:
Планируется в дальнейшем на основе построенных информационных моделей и получения технического задания, сформированного с помощью BS, создать и внедрить информационную систему управления инновационной деятельностью университета.
Опубликовано по материалам:
Журнал «Консультант» № 11
Июнь 2014 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено