Нужно ли делать тотальное описание
Тотальное описание
Если в компании трудится две тыс. чел., а количество процессов, которое необходимо описать, — около тысячи, то это означает, что нужно разработать тысячу схем формата А4 (8–15 шагов на каждую). Согласитесь, масштабная задача.
Можно ли обойтись без этого? Да, можно. Многие так и делают — просто дают руководителям отделов плановый процент сокращения штата. Но я этот случай не рассматриваю. Если компании нужно четкое обоснование оптимизации, то без анализа реально выполняемых процессов не обойтись.
Однако личный опыт участия в подобных проектах говорит об их недостаточной результативности. Проблема в том, что этап описания процессов «как есть» длится очень долго — от шести месяцев и более. На выходе команда получает толстые тома схем, с которыми сложно работать. Потом начинается анализ рабочих операций и обоснование изменений, и еще много месяцев рисуют модели «как должно быть». За это время процессы успевают поменяться.
Более правильным представляется подход, когда сначала создается процессная архитектура бизнеса, а затем выполняются описание, анализ и оптимизация операций, причем последовательно — от наиболее важных к менее существенным. По каждому процессу должен быть достигнут практический эффект от оптимизации.
Но как быть, если без тотального описания
Для тотального описания
Для разработки архитектуры процессов нужна команда экспертов, члены которой смогут
Прежде чем решать вопрос создания компетенций у команды проекта, следует найти подходящих людей. Можно провести кастинг в консалтинговых компаниях, но вряд ли даже крупные организации способны выставить 20–30 специалистов
Увеличение численности штата на старте проекта, целью которого является её сокращение, не вдохновляет руководство. Поэтому остается вариант искать ресурсы внутри компании. Но здесь тоже проблема: либо в проект предлагают заведомо лишних, ненужных сотрудников, либо вообще отказываются отдавать
Возможны разные подходы. Собственник бизнеса может назначить сотрудников в проект волевым решением. В госкомпании можно сформировать команду из руководителей отделов, включенных в кадровый резерв. Практика описания и анализа процессов будет им исключительно полезна, к тому же они смогут найти у себя в отделах толковых исполнителей — будущих «писателей процессов». Еще один, но не лучший вариант — привлечение практикантов, студентов, закрепленных за подразделениями.
Методическое обеспечение проекта включает разработку способов описания и анализа процессов, особенно в области оптимизации загрузки исполнителей, что является ключевой целью. Необходимо проанализировать существующие нормативы, плановое и фактическое время выполнения операций, количество запусков каждого процесса и определить загрузку сотрудников, сделав математический расчет.
Для описания процессов создаются небольшие рабочие группы (РГ) по
На этапе описания процессов целесообразно использовать подход, объединяющий разработку моделей «как есть» и «как должно быть» в единую группу работ, которая выполняется РГ в течение короткого периода времени (нескольких недель):
По ходу описания и анализа важно активно вовлекать руководителей в поиск возможных улучшений. Целесообразно привлечь в команду специалистов по бережливому производству, теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и, что особенно важно в наше время, по автоматизации в BPMS и цифровизации (знатоков методов Индустрии 4.0).
Оптимизированные модели процессов дают возможность провести необходимые вычисления и ответить на вопрос, сколько времени занимает выполнение операций в целом. Затем выявить для каждого исполнителя его плановое время загрузки в процессах с учетом нормативов длительности выполнения каждого действия и среднего количества операций, совершаемых в течение месяца. Если окажется, что это время существенно меньше фонда рабочего времени, то исполнителя можно сокращать. Также необходимо рассмотреть возможность исключения должностей из оргструктуры компании.
Шаг 1
Классификация типа должности
Определяется тип должности: менеджер,
Шаг 2
Анализ загрузки должности
В моделях процессов компании исполнителями являются должности и роли. Каждая роль связана с конкретной должностью. Должность может выполнять несколько ролей в разных процессах. Анализ процессов дает информацию о нормативной трудоемкости каждой операции и количестве операций, совершающихся в процессах за месяц. Рассчитывается общая трудоемкость выполнения операций в
Пример: 10 процессов х 3 операции х 3 раза в день х 22 рабочих дня х 15 мин. = 29 700 мин.
Шаг 3
Анализ структуры рабочего времени должности
Определяются: время на подготовку к работе, постановку и выполнение разовых поручений, совещания и перерывы, опоздания, прогулы, больничные (последние три можно брать как средние для компании по типу должности).
Рассчитывается рабочее время, доступное для совершения операций в процессах в течение месяца (общее календарное рабочее время минус сумма всего остального времени). Если должность занимают несколько сотрудников, то доступное время умножается на их количество.
Шаг 4
Расчет нагрузки на одного исполнителя
Общая трудоемкость выполнения операций в процессах сопоставляется с фондом рабочего времени сотрудников, занимающих должность.
Пример: 22 рабочих дня х 6 ч. х 60 мин. = 7 920 мин. (реальная формула более сложная).
Расчетное количество необходимых сотрудников составляет 29 700: 7 290 = 3,75,
Шаг 5
Анализ персональных данных сотрудника
Выявляются исключительные компетенции каждого работника, которые важны для компании. Сотрудник, обладающий исключительными компетенциями, не может быть уволен просто так. Кроме компетенций, в расчет принимаются формальная квалификация, опыт работы, возраст, состояние здоровья, личные качества. Например, можно выполнить анализ личных качеств в соответствии с требуемым профилем: инновационность, коммуникабельность, способность работать в команде, исполнительность. В зависимости от типа должности и специализации состав критериев может меняться.
В результате рассчитывается рейтинг сотрудника. Если в компании внедрена система грейдов, то набор критериев для оценки должностей уже есть. В противном случае его придется создавать. Для получения оценки должностей в полуавтоматическом режиме стоит разработать систему, похожую на банковский скоринг (оценку кредитоспособности).
Шаг 6
Анализ возможности сокращения сотрудников
Выполняется рейтинговая оценка сотрудников, занимающих одну должность. Делается вывод о возможности сокращения. Результаты фиксируются в базе данных и включаются в отчет.
Шаг 7
Анализ возможности исключения должности
В случае, если должность занимает один сотрудник и его загрузка в процессах недостаточная (например, менее 50%), то рассматривается возможность ее исключения из оргструктуры компании. При этом определяются должности, на которые может быть перераспределена эта нагрузка.
Надо сказать, что для оптимизации организационной структуры совершенно необязательно выполнять тотальное описание процессов. Если у генерального директора 28 заместителей, два из которых управляют 80% ресурсов компании, то очевидно, что оргструктура не сбалансирована. В этом случае можно разработать перспективную структуру (на первых трех уровнях управления) только на основе анализа перспективной
Однако в дальнейшем при реорганизации придется нарушить устоявшуюся иерархическую систему властных полномочий, что будет весьма рискованно как для спонсора, так и для команды проекта. При тотальном описании и анализе
План оптимизации оргструктуры должен четко описывать этапы исключения (перераспределения) должностей и подразделений в привязке к календарю, необходимые мероприятия по разъяснительной работе, поиску рабочих мест для увольняемых сотрудников, обучению и аттестации. Степень жесткости при сокращении персонала определяется корпоративной культурой и ситуацией, в которой находится компания. Для организации, близкой к банкротству, делать это нужно быстро и жестко.
Далее возникает проблема внедрения: очевидно, что одновременно управлять изменениями всех процессов невозможно. Поэтому после определения оптимальной численности сотрудников и наилучшей организационной структуры нужно приступить к сокращению персонала, а руководителям подразделений дать в руки схемы процессов «как должно быть», планы мероприятий по их оптимизации (
Сделаем простой расчет — экономическое обоснование описания процессов для примера, приведенного в начале статьи: в компании трудятся две тыс. чел., количество операционных процессов — одна тыс. Предположим, что средняя зарплата (с учетом налогов и взносов) — 30 тыс. руб. в мес. Общий фонд оплаты труда составит 720 млн руб. в год.
Трудоемкость описания одной тыс. процессов из расчета 40
В случае, если по итогам проекта удается сократить только 10% численности персонала, эффект составит 72 млн руб. Эффективность проекта — 400%.
Сравним плюсы и минусы проекта тотального описания
К плюсам можно отнести:
Минусы (риски) проекта:
В целом, в случае поддержки проекта командой
(англ. Business Process Management System/Tool — система/инструмент управления
Технологическое программное обеспечение для поддержки концепции BPM.
(англ. business process management, управление
Концепция процессного управления организацией, рассматривающая
(англ. grading — cортировка, группировка)
Группировка должностей по определенным основаниям (определение «веса», классификация) с целью построения системы мотивации. Суть в сопоставлении внутренней значимости должностей для организации (внутренняя ценность) с ценностью этой работы на рынке (внешняя ценность).
Опубликовано по материалам:
Журнал «Business Excellence» № 2 (февраль) 2018
Февраль 2018 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено