Ляйсан Шарифуллина
Руководитель группы организации бизнес-процессов
Компания «Удоканская медь» осваивает одно из крупнейших в мире месторождений меди, расположенное на севере Забайкалья. Ресурсы меди Удокана составляют 26,7 миллионов тонн. Численность работников ООО «Удоканская медь» в настоящее время – более 4500 человек. О том, как в компании выстроена система управления бизнес-процессами, рассказала Ляйсан Шарифуллина, руководитель группы организации бизнес-процессов.
История создания процессного офиса
Мы начали выстраивать бизнес-процессы с момента основания компании, так как каждый топ-менеджер понимает, что для достижения стратегических целей необходимо четкое взаимодействие внутри организации.
В 2021 года по инициативе HR-директора и при поддержке генерального директора, было создано подразделение – группа по организации бизнес-процессов. Мы чувствовали реальную потребность во внедрении процессного подхода, и первой задачей стало описать верхнеуровневые бизнес-процессы компании AS IS. Коллеги в течении двух месяцев описали процессы, как они их видят.
В это время каждая вторая компания в России развивала процессное управление, это стало своего рода мейнстримом. Мы привлекли к работе консультантов команды Владимира Репина, пересмотрели структуру бизнес-процессов под стратегию и цели компании, провели реинжиниринг процессов, в основу которого был заложен принцип «Создание ценности». На момент моего прихода в компанию в 2023 году было понимание важности функционирования системы бизнес-процессов как единого «организма». Сами процессы были выделены частично, функциональность описана общо, без четкой логики процессов. Каждый знал свою функцию, но полной картины не видел. Сегодня мы устраняем этот перекос и выстраиваем процессную архитектуру, моделируем и автоматизируем взаимосвязанные цепочки процессов и продолжаем внедрять процессное управление.
Основные этапы развития процессного офиса
Рис. 1 – Этапы развития Процессного офиса
- Подготовка и обследование среды:
в ходе анализа опыта коллег сторонних компаний и интервьюирования менеджеров был выбран классический подход по развитию процессного офиса (отмечен красным на рис. 1).
- Создание архитектуры бизнес-процессов и выделение владельцев:
основная задача – пересмотр архитектуры бизнес-процессов. В компании уже была предварительно создана архитектура, но там смешались все процессы, дублировались функции. Поэтому сначала вместе с консультантами мы смоделировали целевую эскизную архитектуру бизнес-процессов с определением владельцев процессов.
В результате этого этапа:
- создали согласованную архитектуру бизнес-процессов;
- разработали единые правила моделирования процессов, а именно стандарт моделирования;
- запустили электронный обучающий курс по процессному управлению;
- популяризировали процессный подход и повысили интерес внутри компании к бизнес-процессам.
Таким образом был заложен фундамент, без которого не получилось бы развивать процессное управление.
- Корректировка стратегии:
мы отказались от классического подхода развития процессного офиса в части «тотального» описания всех процессов, потому что вовремя поняли, что бизнес нацелен на проекты и готов анализировать только те процессы, которые поддерживают конкретные цели компании.
Так мы стали использовать другой подход:
- проанализировали существующие или запланированные проекты, в том числе ИТ-проекты;
- определили процессы, которые необходимы для реализации определенной цели компании, выделяли их в уже созданной архитектуре или добавляли их туда, если они отсутствовали, например, под цель автоматизации бизнес-процесса;
- выделили кросс-функциональные процессы и цепочку создания ценности;
- подтвердили у бизнеса выделенные процессы и их место в архитектуре «в моменте проработки».
Получили медленное последовательное внедрение «снизу-вверх», учитывая нужды бизнеса, существующую процессную зрелость компании и при этом не отказываясь от цели создать процессную архитектуру и внедрить процессное управление (желтая ветка на рис.1). В нашем случае это работает.
Сегодня у нас выделено более 330 согласованных бизнес-процессов, которые постоянно актуализируются.
Рис. 2 – Общее количество процессов с статусом «Опубликовано» по нотациям
Структура процессного офиса
Полный состав команды приведен на рисунке ниже: у нас небольшая, но стабильная команда, мне нравится идея «небольшой командой делать большие дела».
Рис. 3. Структура Процессного офиса компании ООО «Удоканская медь»
Взаимодействие в команде выстроено на открытости и, безусловно, у нас есть свои правила:
-
Общаемся открытом чате. Все должны быть в одном информационном поле: один поделился опытом, а другой – проблемой. Обсуждение тонкостей с коллегами не только поможет быстрее с ними справиться, но и минимизирует столкновение с некоторыми проблемами повторно.
-
Своевременно делимся информацией в полном объеме. Коммуникация в команде построена таким образом, чтобы каждый был в курсе текущего положения дел. В этом нам помогает корпоративная платформа для управления проектами и задачами Kaiten.
-
Делимся обратной связью и изучаем фидбек от коллег, это помогает понять, в правильном ли направлении мы двигаемся.
-
Позитивно относимся к новым задачам и изменениям. Воспринимаем изменения как точку роста и возможность повысить свои компетенции. Мы открыты к новым идеям и предложениям.
Цели и функции процессного офиса
Перед нами стоит несколько целей:
- Развитие цифровой трансформации компании.
- Описание и анализ бизнес-процессов.
- Развитие процессных компетенций.
Ключевые функции, которые выполняет наш процессный офис:
- Поддержание в актуальном состоянии архитектуры бизнес-процессов компании.
- Развитие структуры электронного документооборота с помощью описания бизнес-процессов.
- Формирование функциональных требований доработке / развитию информационных систем компании с последующим контролем процесса внедрения и/или разработки проектного решения.
Для оценки деятельности процессного офиса используются следующие показатели:
- Количество успешно выполненных проектных решений от бизнеса, задач в рамках agile.
- Коэффициент первого прохода: процент демонстрационных сценариев по проектным решениям от бизнеса, которые принимаются внутренним заказчиком с первого раза.
- Моделирование бизнес-процессов компании: количество смоделированных и актуализированных бизнес-процессов.
Методы и инструменты процессного офиса
В своей работе наш процессный офис опирается на:
- Стандарт моделирования бизнес-процессов.
- SLA.
- Принципы процессного подхода.
- Опыт коллег из других компаний и комьюнити.
Для продуктивной работы используем:
- Business Studio 6 – корпоративная среда, используемая нами для:
- управления архитектурой бизнес-процессов;
- моделирования бизнес-процессов;
- проектирования организационной структуры;
- формирования документов, например функциональных требований к доработке информационных систем, реестров процессов и пр. документации.
- Kaiten – корпоративная платформа для управления проектами и задачами.
Все задачи делятся на типы по содержанию, в зависимости от их смысловой и целевой составляющих:
- моделирование нового бизнес-процесса (с автоматизацией) / актуализация бизнес-процесса (с автоматизацией), задачи характеризуют работы, относящиеся к созданию / актуализации объектов информационных систем, в том числе к подготовке соответствующего бизнес-процесса, протекающего в информационных системах;
- моделирование нового бизнес-процесса (без автоматизации) / актуализация бизнес-процесса (без автоматизации), задачи характеризуют работы по моделированию нового бизнес-процесса без автоматизации;
- проектное решение, задачи характеризуют работы, направленные на развитие информационных систем или их объектов (разработка стратегий развития, новых проектов и реализация иных задач).
- 1С – система программ 1С: Предприятие для анализа и проработки проектных решений от заказчиков, например:
- 1С: Документооборот;
- 1С: ERP;
- 1С: ЗУП;
- и т.д.
- Maker – инструмент прототипирования будущего приложения.
- MS Office – для офисной работы и работы с документами.
Гипертекстовая база знаний по бизнес-процессам реализована на базе 1С: Документооборот и в тестовом режиме в BS Portal. В 1С: Документооборот база знаний представлена в карточке документа «Схема бизнес-процесса», доступна для каждого сотрудника компании, за исключением бизнес-процессов с грифом «Коммерческая тайна».
BS Portal используется в компании в тестовом формате (рис. 4 - 5), здесь транслируем только утвержденные и согласованные бизнес-процессы.
Рис. 4. Персональная страница BS Portal
Рис. 5. Бизнес-архитектура BS Portal
Взаимодействие процессного офиса
Наш процессный офис активно взаимодействует с:
- Заказчиками в части:
- получения бизнес-требований Бизнес-требования направляются в группу по организации бизнес-процессов посредством портала подачи заявок Kaiten, портала технической поддержки ИТИЛИУМ или путем направления сообщения посредством электронной почты. , которые формируются согласно существующей проблеме или бизнес-идее;
- интервьюирования в целях погружения в предметную область при отработке задачи;
- согласования бизнес-процесса и функциональных требований, разработанных бизнес-аналитиком.
- Методологами направлений / заинтересованными лицами в части:
- интервьюирования в целях погружения в предметную область при отработке задачи;
- согласования бизнес-процесса и функциональных требований, разработанных бизнес-аналитиком.
- Владельцами процессов и методологами процессов в части:
- интервьюирования в целях погружения в предметную область при отработке задачи;
-
- принятия управленческого решения Применимо для роли владельца процесса. по автоматизации/оптимизации бизнес-процесса;
- утверждения / согласования бизнес-процесса и функциональных требований, разработанных бизнес-аналитиком.
- Командой разработки в части:
-
консультаций по возможностям информационных систем Благодаря взаимодействию с системными аналитиками/разработчиками, мы учимся обращать внимание на технические аспекты и детали реализации и с каждым разом видем все больше и больше технических нюансов. в части автоматизации / оптимизации / роботизации бизнес-процессов;
- организации тестирования и демонстраций внедренных бизнес-процессов.
Основные достижения процессного офиса
- Повысили вовлеченность сотрудников в работу и оптимизацию бизнес-процессов. В последний год мы получаем положительный фидбек от коллег.
-
Наладили коммуникацию с командой разработки, путем внедрения канбан-метода и распределения фокуса работ 80/20 80% ресурсов отводим на проработку задач, 20% усилий отводим на поддержку и консультацию коллег. Наконец-то можем ответить на вопрос Заказчика «Сколько времени займет реализация?» .
- Внедрили программу обучения «Процессное управление».
Рис. 6 – Программа обучения «Процессное управление»
Вместо резюме
Сейчас мы стремимся к урегулированию вопроса по формированию состава рабочих групп Владельца, методологов, заинтересованных лиц при моделировании процесса: без таких рабочих групп уходит очень много времени на переработку / внесение изменений. В ряде структурных подразделений еще сохраняется функциональный подход, и мы считаем это нормой. Компания постоянно развивается, и однажды мы будем использовать все выгоды процессного подхода. Уверена, что работе в процессном офисе подойдет тем специалистам, кто будет готов совмещать работу с людьми и технологиями, бизнесом и разработкой.
Опубликовано по материалам:
https://kachestvo.pro/kachestvo-upravleniya/protsessnoe-upravlenie/komandnaya-rabota-/
Июнь 2025 г.
Рекомендуемые материалы по тематике