Бюджетирование (бюджетное управление) — система управления компанией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов.
Бюджет предприятия — это план, составленный на определенный период времени в натуральном и денежном выражении и определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов.
Бюджет — сгруппированные по принятым на предприятии признакам показатели экономической деятельности.
Бюджетная структура — иерархия операционных, функциональных и итоговых бюджетов предприятия.
Функциональный бюджет — бюджет, описывающий определенную функциональную область деятельности предприятия (сбыт, снабжение, производство
Операционный бюджет — бюджет, описывающий хозяйственные операции обособленного подразделения предприятия (ЦФО).
Итоговые бюджеты — результат консолидации функциональных бюджетов, отражающий состояние платежеспособности (Бюджет движения денежных средств), прибыльности (Бюджет доходов и расходов) и стоимости (Бюджет по балансу) предприятия.
Хозяйственная операция — простейшее событие в деятельности предприятия, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений/выплат денежных средств, формирование остатков или движение
Статья бюджета — его составная часть, по которой осуществляется планирование и учет хозяйственных операций одного типа.
Финансовая структура предприятия — иерархия центров финансовой ответственности, взаимодействующих между собой через бюджеты.
Центр финансовой ответственности (ЦФО) — структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от данной деятельности, и, соответственно, отвечающее за эти статьи расходов и/или доходов.
Центр финансового учета (ЦФУ) — структурное подразделение, которое ведет учет установленных для него показателей доходов и/или расходов, но не отвечает за их величину.
Центр затрат — структурное подразделение, отвечающее только за понесенные затраты.
Центр дохода — структурное подразделение, отвечающее за доход, которое оно приносит предприятию своей деятельностью.
Центр маржинального дохода — структурное подразделение, отвечающее за маржинальный доход (разница между выручкой и прямыми затратами) в рамках своей деятельности.
Центр прибыли — структурное подразделение, отвечающее за величину заработанной прибыли в рамках своей деятельности (разница между выручкой и общими затратами).
Центр инвестиций — структурное подразделение, имеющее право распоряжаться внеоборотными активами предприятия (осуществлять инвестиции и дезинвестиции) и отвечающее за величину ROI (отдача от инвестиций).
2.1.1. Настоящее «Положение о финансовой структуре» (в дальнейшем Положение) описывает систему бюджетного управления в Группе компаний «Альфа» (далее — Предприятие) и определяет состав регламентирующих ее документов.
2.1.2. Положение о финансовой структуре составлено на основе принципов управления по центрам ответственности, определяющих построение и функционирование финансовой структуры как основного исполнительного механизма бюджетного управления предприятием.
2.1.3. Выполнение требований системы бюджетного управления, описанных в Положении о финансовой структуре и указанных в нем сопутствующих документах, обязательны для всех сотрудников предприятия.
2.1.4. Уполномоченным по бюджетному управлению назначен Заместитель директора по экономике и финансам. Полномочия и обязанности в части бюджетного управления определяются его Должностной инструкцией.
2.2.1. Действие данного Положения распространяется на все подразделения Предприятия.
2.2.2. Положение применяется для:
2.3.1. Актуализацию Положения, пересмотр и выпуск извещения об изменениях осуществляет Заместитель директора по экономике и финансам. Разработанное Положение и изменения к нему утверждает директор Компании.
2.3.2. Каждый работник предприятия может представлять свои предложения по изменению или дополнению разделов Положения заместителю директора по экономике и финансам, с обоснованием аргументов по предлагаемому вопросу.
2.3.3. Положение пересматривают в случае возникновения изменений, которые могут быть результатом корректировок в стратегии предприятия, производственных связях, предпринимаемых как для более полного и целенаправленного соответствия внутренним потребностям управления, так и требованиям окружающей среды.
2.4.1. Учтенные экземпляры Положения и извещения об изменении по указанию заместителя директора по экономике и финансам рассылаются следующим должностным лицам:
2.4.2. Допускается рассылать, при необходимости, отдельные разделы Положения.
2.4.3. Все экземпляры Положения и отдельно разосланные разделы регистрирует секретарь директора в ведомости рассылки.
2.4.4. Секретарь директора рассылает учтенные экземпляры Положения и извещения об изменениях лицам, перечисленным в п.2.4.1., с двумя экземплярами сопроводительного письма.
2.4.5. После получения Положения (извещения) получатель (держатель) Положения вносит изменения и возвращает одну копию сопроводительного письма, подписанную держателем Положения, секретарю директора вместе с устаревшими и изъятыми из обращения страницами раздела.
2.4.6. В случае передачи Положения по запросу другим адресатам с целью информирования на первом листе ставят штамп «об изменении не сообщается» и делается отметка в ведомости рассылки.
2.4.7. Указания по применению и рассылке распространяется на все Положения, которые составляются на основе данного Положения: Положение о бюджетной структуре, Положение об учетной политике.
Бюджетное управление — оперативная система управления компанией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленные цели путем наиболее эффективного использования ресурсов.
Процесс бюджетного управления выполняется в следующем порядке:
3.1.1. Планирование (разработка бюджетов)
Если руководство путем анализа (см. «Положение о бюджетной структуре») убеждается, что такой результат его устраивает, то планы принимаются к исполнению, если нет, итерация составления планов повторяется, пока не будет найден оптимальный.
Подготовленный и согласованный путем итераций прогнозный план предприятия в форме бюджета после анализа на соответствия поставленным целям утверждается руководством и становится директивным документом, обязательным для исполнения всеми ЦФО предприятия.
3.1.2. Учет фактических данных и контроль отклонений
Все ЦФО и предприятие в целом ведут свою оперативную деятельность, учитывая фактические данные в тех же регистрах, что и планировали. Выполнение своих функциональных обязанностей каждое подразделение осуществляет в рамках бюджета своего ЦФО, отвечая, таким образом, за его соблюдение, что должно гарантировать предприятию получение запланированного финансового результата.
Для контроля соблюдения бюджетов в текущем режиме ведется постоянное отслеживание возникающих отклонений фактических данных от запланированных (формат планфактных отклонений — см. «Положение о бюджетной структуре»), что позволяет как каждому ЦФО, так и предприятию в целом оперативно выявлять негативные тенденции с целью их предотвращения на ранней стадии развития ситуации.
3.1.3. Анализ исполнения и отчетность
Анализ осуществляется на всех стадиях бюджетного управления — сначала анализируются планы, потом анализируются возникающие отклонения в текущем режиме, и последним проводится анализ отчетности о фактическом выполнении бюджета ЦФО и всего предприятия как на промежуточных этапах (например, неделя, месяц, квартал), так и после завершения бюджетного периода (год).
3.1.4. Принятие управленческих решений
Данные анализа используются для принятия управленческих решений — в текущем режиме, и корректировки планов — по результатам завершения бюджетного периода и формирования нового бюджета на следующий плановый период, далее действия повторяются в описанном выше порядке (см. «Положение о бюджетной структуре»).
3.2.1. Центр финансовой ответственности (ЦФО) — структурное подразделение, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от этих операций и отвечающее за величину данных расходов и/или доходов.
3.2.2. В финансовой структуре выделяются следующие типы ЦФО:
3.2.3. Данная классификация основана на разделении ЦФО по видам доходов/затрат, которые определяются, исходя из функциональной деятельности центра.
3.2.4. Каждый ЦФО осуществляет свою деятельность в соответствии с бюджетом доходов и/или расходов, спланированных на текущий период.
3.2.5. Основной задачей ЦФО является выполнение своих производственных заданий в рамках установленных бюджетом показателей.
3.3.1. Источником дохода предприятия является бизнес. Бизнес представляет собой законченное направление деятельности, начиная от взаимоотношения предприятия с внешней средой по поводу инициирования производства продукции.
Основной бизнес Предприятия — производство и реализация строительных материалов. С точки зрения продуктовых групп и групп потребителей продукции, выделяются следующие направления деятельности: см. Таб. 1.
Бизнес | Входящие потоки | Результат | Управляющее воздействие | Механизм |
---|---|---|---|---|
Бизнес 1 Розничная торговля строительными материалами |
Конъюнктура рынка | Удовлетворенная потребность: «Материалы для индивидуального строительства и ремонта» Группа продуктов: «Строительные материалы» Группа клиентов: «Частные лица» |
1. Желаемые финансовые показатели 2. Возможность привлечения (использования) финансовых средств Нормы законодательства РФ |
Сеть фирменных магазинов розничной торговли. Завод по производству строительных материалов |
Бизнес 2 Оптовая торговля строительными материалами |
Конъюнктура рынка | Удовлетворенная потребность: «Товары для перепродажи» Группа продуктов: «Строительные материалы» Группа клиентов: «Дилеры» |
1. Желаемые финансовые показатели 2. Возможность привлечения (использования) финансовых средств Нормы законодательства РФ |
Оптовый склад. Завод по производству строительных материалов. |
Бизнес 3 Строительные материалы для промышленного строительства |
Конъюнктура рынка Заявка заказчика |
Удовлетворенная потребность: «Материалы для промышленного строительства и ремонта» Группа продуктов: «Строительные материалы» Группа клиентов: «Строительные организации» |
1. Желаемые финансовые показатели 2. Возможность привлечения (использования) финансовых средств Нормы законодательства РФ |
Оптовый склад. Отдел по работе с корпоративными клиентами Завод по производству строительных материалов. |
Таблица 1. Основные бизнес — процессы предприятия
3.3.2.
3.3.3. Организационная структура предприятия представлена на рис. 1
Рисунок 3. Организационная структура предприятия
3.3.4. Анализ организационной структуры предприятия в целях построения финансовой структуры направлен на определение финансового функционала подразделений. Результаты анализа оформляются в табл.2:
Подразделение | Функция | Показатель деятельности | Управление доходами | Управление затратами | Управление инвестициями | Тип ЦФО |
---|---|---|---|---|---|---|
Управляющая компания | Управление капиталом | Рентабельность капитала | ДА | ДА | ДА | ЦИ |
Предприятие X | MAX прибыль | Прибыль | ДА | ДА | НЕТ | ЦП |
Направление розничной торговли | MAX маржинальный доход | Маржинальная прибыль | ДА | ДА | НЕТ | ЦМД |
— Магазин 1 | MAX доход | Выручка | ДА | НЕТ | НЕТ | ЦД |
— Магазин 2 | MAX доход | Выручка | ДА | НЕТ | НЕТ | ЦД |
— Магазин 3 | MAX доход | Выручка | ДА | НЕТ | НЕТ | ЦД |
Отдел оптовой торговли | MAX маржинальный доход | Маржинальная прибыль | ДА | ДА | НЕТ | ЦМД |
— Оптовый склад | MIN затраты | Затраты | НЕТ | ДА | НЕТ | ЦЗ |
Отдел по работе с корпоративными клиентами | MAX маржинальный доход | Маржинальная прибыль | ДА | ДА | НЕТ | ЦМД |
Отдел рекламы | MIN затраты | Затраты | НЕТ | ДА | НЕТ | ЦЗ |
Отдел закупок | MIN затраты | Затраты | НЕТ | ДА | НЕТ | ЦЗ |
Служба доставки | MIN затраты | Затраты | НЕТ | ДА | НЕТ | ЦЗ |
Финансовая служба | MIN затраты | Затраты | НЕТ | ДА | НЕТ | ЦЗ |
Предприятие Y | MIN затраты | Затраты | НЕТ | ДА | НЕТ | ЦЗ |
Отдел закупок | MIN затраты | Затраты | НЕТ | ДА | НЕТ | ЦЗ |
Производство | MIN затраты | Затраты | НЕТ | ДА | НЕТ | ЦЗ |
Цех 1 | MIN затраты | Затраты | НЕТ | ДА | НЕТ | ЦЗ |
Цех 2 | MIN затраты | Затраты | НЕТ | ДА | НЕТ | ЦЗ |
Склад | MIN затраты | Затраты | НЕТ | ДА | НЕТ | ЦЗ |
Финансовая служба | MIN затраты | Затраты | НЕТ | ДА | НЕТ | ЦЗ |
Таблица 2. Анализ организационной структуры предприятия
3.3.3. Поскольку все подразделения организационной структуры участвуют в единственном бизнесе предприятия, в целях учета маржинального дохода каждого из
Рисунок 3. Финансовая структура предприятия на основе организационной структуры
ЦФО | Подразделение организационной структуры | Руководитель |
---|---|---|
1. Центр инвестиций «Управляющая компания» | Управляющая компания | Генеральный директор |
1.1. Центр прибыли «Управляющая компания» | Управляющая компания | Исполнительный директор |
1.1.1. Центр маржинального дохода «Розничная торговля» | Направление розничной торговли | Зам. директора предприятия Х по розничной торговле |
Магазин 1 | Директор магазина 1 | |
Магазин 2 | Директор магазина 2 | |
Магазин 3 | Директор магазина 3 | |
Магазин 1 | Директор магазина 1 | |
Магазин 2 | Директор магазина 2 | |
Магазин 3 | Директор магазина 3 | |
1.1.2. Центр маржинального дохода «Отдел оптовой торговли» | Отдел оптовой торговли | Начальник отдела оптовой торговли |
Отдел оптовой торговли | Заместитель начальника отдела оптовой торговли | |
Оптовый склад | Начальник оптового склада | |
… | … | … |
Февраль 2005 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено