Бизнес как единый оркестр

Публикации
Поделиться:

Обсудить публикацию в сообществе Business Studio:

Влад Прокопович

Директор по цифровой трансформации бизнеса (CDTO) «Арлифт Интернешнл»

Елена Влада

Директор по персоналу «Арлифт Интернешнл»

Представляем вам историю трансформации победителя конкурса «Лучшая практика оргразвития 2025». Как оператор по аренде и продаже спецтехники смог увеличить оборот в 5 раз и выйти в сегмент крупного бизнеса? Секрет успеха компании Арлифт в грамотной систематизации процессов и внедрении культуры постоянных улучшений для повышения операционной эффективности и клиентоориентированности.

В своей статье авторы делятся рецептом трансформации и рассказывают, как сократить время реакции на запрос клиента до 1 минуты, снизить простои техники за счет оптимизации логистики и сервиса, повысить NPS сотрудников до рекордных 95% после внедрения системы KPI.


О компании

Компания ARLIFT входит в число крупнейших торгово-производственных компаний в России, работающих в области строительства. Ключевые направления деятельности ARLIFT – это сдача в аренду, продажа и сервисное обслуживание спецтехники, такой как подъемники, мини-краны, стеклороботы и вакуумные захваты. Ежегодно компания реализует более 6500 объектов различного назначения. Среди наиболее значимых: башни «Эволюция» и «Федерация» в деловом центре «Москва-Сити», электростанция «Сколково», Лахта-Центр, Малый Эрмитаж в Санкт-Петербурге, дворец зимнего спорта «Айсберг» в Сочи.

Этапы развития процессного подхода в ARLIFT

Впервые идея создания процессного офиса возникла, когда компания еще была небольшой, и оборот не достигал полумиллиарда. Мы не знали, с чего начать, поэтому топ-менеджмент, директора структурных подразделений и руководители отделов прошли обучение процессному подходу у внешнего бизнес-консультанта. После этого команда воодушевилась и начала работу по описанию бизнес-процессов, даже не имея бизнес-аналитика в штате. Мы создали реестр процессов, закрепили за каждым процессом владельца, наладили взаимодействие в команде. Изначально описывали процессы в Visio.

С ростом бизнеса мы поняли, что нужно структурировать нашу систему управления, и только схем процессов для этого недостаточно. Нам была необходима среда, в которой мы сможем выстроить всю архитектуру (цели, деятельность, орг. структуру, IT) и гибко управлять ей. Для этого внедрили продукт Business Studio, с помощью него провели стратегическую сессию, разработали стратегическую карту, определили показатели целей. Дальнейшее описание процессов с привязкой к стратегии стало структурным и системным. Мы получили рабочую бизнес-модель и возможность автоматически формировать должностные инструкции из программы. В тот момент это было для нас прорывом.

Рисунок 1 – Реестр процессов в Business Studio

Впоследствии в команде появился первый бизнес-аналитик, которому стали поступать многочисленные запросы на оптимизацию процессов. Объем обращений рос, и мы стали системно наводить порядок в процессах. В этом нам помог Agile и внутренний процесс «Внедрение регламентов бизнес-процессов», который сделал сам генеральный директор в Business Studio. Согласно нему после утверждения нового регламента владелец процесса проверяет, как он работает на практике. Если все соответствует требованиям, готовятся учебные материалы и проводится ознакомление сотрудников. Схема процесса, регламент и обучающие материалы размещаются в Базе знаний.

Процессная модель является основой для наших текущих проектов по оптимизации и автоматизации.

Как в ARLIFT построена архитектура

Архитектура бизнес-процессов ARLIFT включает более 200 процессов и делится на 4 группы:

  1. Процессы управления (5 групп верхнего уровня, 26 процессов 2-3 уровня)
  2. Основные процессы (8 групп верхнего уровня, более 50 процессов 2-3 уровня)
  3. Обеспечивающие процессы (8 групп верхнего уровня, более 80 процессов 2-3 уровня)
  4. Процессы развития

Рисунок 2 – Архитектура процессов ARLIFT

Основной упор направлен на описание основных процессов верхнего уровня, что позволяет нам выполнять поставленные перед компанией задачи.

С ростом компании у нас появилось большое количество различных IT-сервисов. В связи с этим мы начали использовать язык моделирования Archimate. Он позволяет видеть всю архитектуру наших IT-систем в связке с бизнес-процессами, стратегическими целями и базами данных. Это помогает экономить на дублировании IT-систем в разных подразделениях, а также упростить адаптацию новых сотрудников.

Рисунок 3 – Архитектурные представления в Archimate

Ключевые принципы команды

Наша команда определила для себя ключевые принципы формирования архитектуры компании и придерживается их:

  • Не проваливаемся глубоко. Мы не описываем бизнес-процесс до уровня детальных операций. Нам важно кросс-функциональное взаимодействие между людьми и подразделениями.
  • Используем для моделирования IDEF0, Archimate, BPMN.
  • Четко связываем приоритеты по моделированию с целями и потребностями бизнеса.
  • Стратегическая карта пересматривается ежегодно. Каждый квартал мы анализируем, движемся ли мы в правильном направлении.
  • На этапе описания по каждому процессу формируем контрольные чек-листы и дашборды. Мы выделяем ключевые точки и сразу внедряем мониторинг, который начинается задолго до планового аудита. Такой подход позволяет замечать отклонения и корректировать процесс заранее, не дожидаясь формальной проверки.
  • Мы стараемся не допускать «белых пятен». По мере развития компании появляются новые функции и процессы, и мы сразу назначаем за ними ответственных сотрудников.
  • Все участники процесса проходят обучение.

Компания ARLIFT уделяет большое внимание обучению и бенчмаркингу. Наши сотрудники проходят стажировки в других компаниях. Мы изучаем, как устроены процессы в организациях из смежных отраслей, и перенимаем их полезный опыт и «фишки».

Для каждого описанного бизнес-процесса мы разрабатываем внутреннюю систему дистанционного обучения. Курсы включают в себя видео-инструкции, регламент и тест. Мы отслеживаем и анализируем метрики по пройденным курсам.

Рисунок 4 – Каталог курсов компании

Для удобства мы также внедрили мобильное приложение. Теперь все регламенты и система дистанционного обучения находятся в постоянном доступе для сотрудников.

Управление изменениями

Управление изменениями в нашей компании неразрывно связано с процессным подходом. Процессы требуют постоянного контроля, измерения эффективности и, главное, выбора только тех проектов, которые действительно стоит реализовывать. Мы бережно относимся к ресурсам компании. Поэтому мы тщательно отбираем инициативы, которые помогут ARLIFT расти и развиваться.

Любой проект начинается с идеи. В компании мы используем такой инструмент, как внутренний «банк идей». Он позволяет нам получить инициативы от тех, кто непосредственно связан с текущими процессами и видит возможности для оптимизации. Можно привлекать и внешних консультантов, но практика показала, что наиболее ценные инсайты поступают именно от сотрудников компании.

В ARLIFT есть еще один инструмент – «Арлифт Инноватор», который за время своего существования уже трансформировался несколько раз. Но его основная идея остается неизменна – мы стремимся собирать и развивать инициативы изнутри компании. Предложения сотрудников, команды топ-менеджмента, результаты стратегических сессий превращаются в полноценные проекты, которые помогают нам двигаться вперед.

Открытость, ориентация на результат и вовлеченность – эти ценности помогают команде поддерживать трансформации и участвовать в реализации проектов. Мы понимаем, что изменения даются компаниям по-разному. Иногда даже небольшое улучшение требует значительных усилий. Для того, чтобы идея переросла в реализуемый проект, компании обязательно необходимы лидеры. Это те инициативные сотрудники, которые «горят» идеей и готовы довести ее до результата. Они формируют клуб лидеров ARLIFT, и каждый из них – на вес золота.

Рисунок 5 – Клуб лидеров ARLIFT

Если не поддерживать таких сотрудников, то можно потерять их полезные идеи и мотивацию. Поэтому мы развиваем и поддерживаем наших лидеров. Инициативные сотрудники получают определенные привилегии, участвуют в корпоративных проектах, работают над инновациями, тиражируют решения. Это формирует корпоративную культуру, в которой люди чувствуют свою значимость, и сопротивление изменениям максимально снижено.

Кейсы организационных изменений и цифровой трансформации

Ниже мы привели примеры реализованных в ARLIFT проектов организационных изменений и цифровой трансформации, которые принесли компании хорошие экономические эффекты.

  1. Оптимизация процесса «Сервисное обслуживание»

    Важная задача компании ARLIFT – предоставить клиентам максимально удобный и оперативный сервис. В течение года мы детально описывали процесс «Сервисное обслуживание», провели функционально-стоимостной анализ, описали AS IS и TO BE, а также внедрили ряд улучшений. Эти шаги позволили:

    • В 3 раза увеличить скорость решения проблем. Замену техники или ее оперативный ремонт на объекте клиента мы проводим за 6-8 часов, в зависимости от региона. Ранее устранение таких проблем занимало до 24 часов.
    • Сократить стоимость процесса на 28%.
    • Увеличить работоспособность парка до 98%. Оставшиеся 2% парка находятся на стадии предиктивного ремонта.

    За счет чего нам удалось сократить время решения проблем? Во-первых, клиенты всегда могут оперативно связаться с нами, и часть поломок удается устранить дистанционно. Во-вторых, у компании широкая территориальная распространенность: 24 наших представительства работают в 3 странах по одному регламенту. Сервисное обслуживание на каждой точке укомплектовано одинаковым количеством машин, инструментов, оборудования и сотрудников.

    Также мы организуем мобильные сервисные центры. Если в каком-либо городе идет крупная инфраструктурная стройка, наша компания располагает там временную базу сервисного центра, сотрудники которого работают строго в соответствии с описанным процессом.

  2. Постановка техники на учет

    Нашим клиентам важно, чтобы поставленную технику можно было быстро ввести в эксплуатацию. Техника считается опасным производственным объектом и поэтому требует разрешительной документации.

    Чтобы обеспечить быструю доставку оборудования на объект клиента, мы организовали процесс постановки и снятия техники с учета. Преимущество компании перед конкурентами связано с тем, что у ARLIFT всегда есть необходимая документация, которую требует генеральный подрядчик.

    Описанный бизнес-процесс помогает руководителям и владельцам:

    • Снять дополнительную нагрузку. Благодаря регламенту можно легко делегировать весь процесс или его часть.
    • Четко распределить ответственность.
    • С помощью функционально-стоимостного анализа на основе данных о затратах ресурсов просчитать стоимость работ и обосновать инвестиции в автоматизацию.
  3. Система аналитики

    Мы разработали собственную BI-систему, которая учитывает уникальные и специфические для нашей отрасли показатели. Например, одна из ключевых метрик в ARLIFT – показатель утилизации. Это процент времени за год, когда строительная техника была сдана в аренду.

    До внедрения BI-системы процесс получения информации был долгим и трудоемким. Схема выглядела так: заказчик отправлял запрос на текущий показатель, аналитик составлял техническое задание, разработчик в ERP-системе создавал отчет. Далее полученная информация возвращалась заказчику через аналитика.

    После внедрения BI-системы ключевые показатели стали доступны пользователям напрямую в режиме реального времени.

    Эффекты от внедрения:

    • Создан центр аналитики с автоматическим сбором данных.
    • Интегрировано 15 систем.
    • Срок готовности аналитики занимает несколько минут. Ранее процесс мог занимать недели.
    • Автоматизировано 78% задач.
    • Решения на основе актуальных данных принимаются значительно быстрее.
  4. Автоматизация торгов

    Логистика – одна из самых ресурсоемких частей нашего бизнеса. Мы получаем технику из-за рубежа и после этого отправляем ее по всей стране. Объемы перемещений большие, и затраты на транспортировку значительные.

    Чтобы повысить эффективность, мы автоматизировали процесс поиска логистических подрядчиков и внедрили тендерную систему. Выбор поставщиков перевозок стал прозрачнее, быстрее и объективнее.

    Эффекты от внедрения:

    • Приведены единые стандарты закупок.
    • Автоматизирована система торгов и логистики.
    • Время на торги сокращено на 40%.
    • В системе находится 430 единиц транспорта.
  5. Цифровые склады

    Хотя кейс довольно простой с точки зрения цифровизации, его влияние на эффективность оказалось очень большим.

    Когда техника сдается клиенту или принимается обратно, мы вынуждены проводить стандартные процедуры: проверку работоспособности, внешний осмотр, фотофиксацию, оформление документов. Ранее это занимало много времени.

    С помощью цифровых инструментов мы автоматизировали процесс, и теперь все процедуры проводятся в электронном виде.

    Эффекты от внедрения:

    • Мы отказались от бумажных документов.
    • Внедрены мобильные решения для сотрудников.
    • Введен единый стандарт складских операций.
    • Сокращены издержки на процессах приемки и отгрузки.

Ключевые результаты от внедрения процессного подхода

Чего удалось достичь компании ARLIFT за последние 3 года:

  • Business Studio выступает единой платформой управления бизнес-процессами. К системе имеют доступ все стейкхолдеры.
  • Мы прошли большой путь в стандартизации бизнес-процессов.
  • Выручка компании выросла с 800 млн до 4 млрд рублей.
  • При этом затраты на ФОТ персонала сократились с 38% до 15%. Персонал в нашей компании – это квалифицированные и высокооплачиваемые специалисты. Важно отметить, что сокращение затрат на ФОТ произошло не за счет снижения оплаты специалистов, а за счет оптимизации процессов, которая позволила не увеличивать численность персонала.
  • Ключевые процессы ускорились в 3-4 раза.
  • Из разрозненных операций создана единая комплексная система управления.

Основные выводы, которые мы сделали:

  • Связь процессов со стратегией очень важна. Именно она приводит к достижению конечных целей бизнеса и удовлетворяет потребности заказчика.
  • Культура постоянных улучшений приводит к росту выручки.
  • BI и аналитика позволяет быстро принимать решения.
  • Клиентоцентричность приводит к высокому NPS. Так мы становимся более ценными для наших клиентов.
  • Вовлеченность персонала и руководителей дает повышение эффективности бизнеса в целом.
  • Для того, чтобы работать слаженно, мы должны знать и понимать не только свои бизнес-процессы, но и процессы смежных подразделений. Тогда бизнес будет «звучать как единый оркестр».

Декабрь 2025 г.

Поделиться:

Рекомендуемые материалы по тематике