Бизнес-архитектура экосистемы банка: как построить и что внутри

Публикации
Поделиться:

Роман Исаев

Эксперт по организационному развитию, процессному управлению, информационным технологиям в бизнесе

Партнёр ГК «Современные технологии управления»

Руководитель проектов, бизнес-тренер, сертифицированный специалист Business Studio

Автор 11 книг и более 60 публикаций в научно-практических журналах

Автор и разработчик моделей и модулей для системы Business Studio, которые на протяжении многих лет активно используются в ведущих российских и международных организациях

В предыдущей статье мы указали на то, что для сохранения на рынке в течение ближайших 5 лет банкам необходимо построение современной бизнес-архитектуры и как цель максимум — превращение в экосистему.

Рассмотрим ключевые компоненты и сервисы экосистемы (см. Табл. 1), которые составляют главное конкурентное преимущество. Для крупных экосистем они должны принадлежать банку (полностью или в рамках контрольной доли участия). Для средних региональных экосистем сервисы могут включаться на условиях стратегического партнёрства, без участия банка в собственности.

Таблица 1. Список сервисов экосистем
Сервис Крупная экосистема Средняя экосистема
1. Фундаментальные и самые затратные сервисы
1.1. Телекоммуникационная компания, оператор связи + -
1.2. Интернет-компания * + -
1.3. Сервис Такси + -
1.4. Сервис Картографический (геоинформационный) + -
1.5. Логистика (курьеры, почта) + -
2. Стандартные сервисы
2.1. Сервис Страхование + +
2.2. Сервис Доставка еды + +
2.3. Сервис Развлечения (кино, музыка) + -
2.4. Сервис Образование + +
2.5. Сервис Здоровье + +
2.6. Сервис Устройства и ассистенты + -
2.7. Сервисы для недвижимости (уборка, дизайн, ремонт) + +
2.8. Сервис Онлайн покупки + +
2.9. Единая подписка на все сервисы + +
3. Сервисы для бизнеса
3.1. Сервис Облачная бухгалтерия + +
3.2. Сервис ЭДО ЭЦП с контрагентами + +
3.3. Подключение к Marketplace и SmartMarket (онлайн площадка для продажи продуктов и услуг, в том числе через приложения партнёров) + +
3.4. Сервис Безопасность + +
3.5. Облачные ИТ-сервисы + +

* Под интернет-компанией подразумевается компания, которая предоставляет все возможные интернет-сервисы, включая крупные интернет-порталы: онлайн объявления (авто, недвижимость, товары вторичного рынка, работа), поисковая система, электронная почта, облачные хранилища данных, агрегаторы новостей, тематические блоги, календари, мессенджеры и много другое.

Вариантов построения крупной экосистемы (на федеральном уровне) два:

  1. Объединяются крупные телекоммуникационная компания + интернет-компания, создают или приобретают необходимые дополнительные сервисы, затем создают всё необходимое для работы банка и получают банковскую лицензию.
  2. Крупный банк создаёт или приобретает все необходимые сервисы из Табл. 1.
    Конечно, это длительный путь, который занимает не один год. Но уже есть примеры известных банков России, СНГ, Евросоюза и США, которые активно идут по этому пути и приближаются к поставленной цели. Конкуренция экосистем и консолидация (объединение) бизнесов — это главный мировой долгосрочный тренд.

В предыдущей статье было выдвинуто предположение, что в России через 5 лет будет 10 банковских экосистем. Делаем уточнение: среди 10 будет 4 крупных (на федеральном уровне) и 6 средних (в регионах). Возможно, количество средних немного увеличится.

Для средних региональных банков отличным вариантом будет создание региональной экосистемы с учётом следующих факторов, которые позволят конкурировать с крупными экосистемами:

  • максимальное вовлечение местных компаний (малого и среднего бизнеса региона) для реализации комплекса сервисов, интегрированных с банком;
  • активное взаимодействие с органами власти региона, интеграция с государственными региональными и муниципальными услугами;
  • интеграция с крупными системообразующими компаниями региона, в первую очередь в рамках зарплатных проектов и связанных с ними продуктов (услуг).

Ключевые особенности экосистемы банка

  1. В США и европейских странах нарастает тенденция (особенно у молодого поколения) длительного пользования продуктами вместо их приобретения в собственность. Приведём примеры.
    • Лизинг мобильного телефона на 1–2 года (Phone leasing programs) с возможностью обмена на новую версию, вместо его покупки. Не нужен потребительский кредит.
    • Такси или каршейринг (Carsharing) вместо покупки автомобиля. Не нужен автокредит.
    • Длительная аренда апартаментов вместо покупки квартиры. Не нужна ипотека.
    Перечисленные сервисы выходят за рамки стандартных банковских продуктов и услуг, поэтому должны быть обязательно встроены в экосистему банка, иначе банк потеряет рынок.
  2. Тесная интеграция сервисов между собой, единые интерфейсы, сквозные идентификаторы пользователей, наличие супер-приложения (superapp), объединение «личных кабинетов» из разных сервисов.
  3. Анализ и управление большими данными (Big Data), системы искусственного интеллекта работают для того, чтобы взаимодействие с клиентом было максимально персонифицированным, удобным, высококачественным и многофункциональным.
    Экосистема будет знать о человеке всё: делает ли он ремонт, есть ли у него дети, автомобиль, какие у него предпочтения в продуктах, собирается ли он в путешествие, какие фильмы / передачи и в какое время обычно он смотрит, даже геолокация и маршруты передвижения (если в экосистему входит телекоммуникационная компания).
  4. Наличие единой подписки и скидок на все сервисы экосистемы, которая удерживает клиента и делает экономически неэффективным использование сервисов от «чужих» экосистем и компаний.
  5. Финансовая модель экосистемы подразумевает, что величина прибыли всей экосистемы важнее прибыли отдельного сервиса. Т.е. какой-то сервис может вносить существенный вклад в удержание клиента в экосистеме и повышение лояльности, но при этом не иметь высокой прибыли.

Компоненты бизнес-архитектуры экосистемы

У каждого компонента (сервиса) экосистемы (в том числе банка) разрабатывается своя бизнес-архитектура в отдельной базе данных. Потому что каждый компонент (сервис), например, такси, телекоммуникации, страхование, обычно является отдельной компанией (юрлицом) со своей стратегией, бизнес-процессами, организационной структурой и т. п. Исключение составляют только небольшие сервисы.

Бизнес-архитектура экосистемы в целом представляет собой управленческую надстройку (см. Рис. 1), главная задача которой — это единое управление всеми сервисами и их интеграция.

Таким образом, получается три этапа:

  • Этап 1. Разработка бизнес-архитектуры банка (стандартный банковский бизнес).
  • Этап 2. Разработка бизнес-архитектур сервисов, которые включаются в экосистему.
  • Этап 3. Разработка бизнес-архитектуры экосистемы банка (т. е. объединение всех сервисов и управление ими).

Перечислим главные компоненты бизнес-архитектуры экосистемы:

  1. Стратегия. Включает: стратегические карты, дерево целей и показателей (например, по BSC/KPI).
  2. Дерево бизнес-процессов и графические модели (см. Рис. 2). Более подробная информация и примеры представлены в источнике [1].
  3. Организационная структура, ролевая модель (см. Рис. 3).
  4. Библиотека документов. Включает: нормативные документы и формы документов, положения о подразделениях и должностные инструкции, технические документы и т. п.
  5. Дополнительные модели: операционные риски, проекты, продукты и услуги, материальные ресурсы и т. п.

Большим самостоятельным блоком является ИТ-архитектура экосистемы, которая должна быть проработана максимально качественно и детально. Но её рассмотрение не входит в тему настоящей статьи. Более подробная информация и примеры представлены в источнике [2].

Рис. 1. Бизнес-архитектура экосистемы банка

Рис. 2. Бизнес-процессы экосистемы банка

Рис. 3. Организационная структура экосистемы банка

Инструменты для разработки экосистемы банка

Самым распространённым в России программным продуктом для разработки бизнес-архитектур является система Business Studio. Вместе с ней также внедряются следующие дополнения:

  1. «Комплексная типовая бизнес-модель банка (финансовой организации)» [3]. Предоставляет следующие практические выгоды и возможности.
    • Значительно сократить затраты времени и финансов на реализацию проектов и задач организационно-корпоративного развития. Например, разработка и реализация стратегии, описание и оптимизация бизнес-процессов, построение бизнес-архитектуры в целом, оптимизация численности персонала и много другое. Т. е. не разрабатывать с нуля необходимые модели, документы и базы данных, а использовать типовые как образец.
    • Благодаря Бизнес-модели большую часть проектов и задач можно выполнить собственными силами, т. к. в ней содержатся простые и понятные методики для каждой области менеджмента, подкреплённые примерами.
    • Быстро и качественно обучить бизнес-аналитиков, методологов, ИТ-специалистов.
    • Минимизировать риски при построении систем управления и реализации проектов за счёт уже апробированных и зарекомендовавших себя на практике решений.
    • Внедрить в деятельность банка новые идеи и успешные практики из банковской отрасли, посмотреть на своём компьютере, как работают конкуренты со всеми деталями и подробностями.
  2. Модуль «Process Optimizer: система анализа и оптимизации бизнес-процессов» [4].
    Позволяет решить следующие задачи по оптимизации бизнес-процессов и развитию банка.
    • Оптимизировать бизнес-логику процессов. Выявить наиболее проблемные бизнес-процессы, найти в них слабые места и причины неэффективности.
    • Улучшить показатели KPI по следующим группам: время выполнения и трудоёмкость бизнес-процессов, результативность (объём выхода бизнес-процессов), операционная эффективность, качество, издержки (себестоимость бизнес-процессов), фрагментарность.
    • Оптимизировать трудовые ресурсы бизнес-процессов на основе расчёта численности сотрудников (исполнителей).
    • Выбрать лучшие сценарии выполнения бизнес-процессов на основе сравнительного анализа и поддержки принятия решений.
    • Разработать планы по развитию и повышению уровня зрелости бизнес-процессов.

Источники информации:

  1. Исаев Р.А. 22 практических метода для достижения совершенства процессов и бизнес-архитектуры. Электронное пособие.
  2. IT Architect: система управления ИТ‑архитектурой.
  3. Комплексная типовая бизнес-модель банка (финансовой организации).
  4. Process Optimizer: система анализа и оптимизации бизнес-процессов.

Ноябрь 2020 г.

Поделиться:

Рекомендуемые материалы по тематике