Внедрение системы управления бизнес‑процессами

Информация об авторе

Имя
Владимир Репин

Должность

  • Генеральный директор ООО «Владимир Репин Менеджмент»;
  • Член ABPMP Russia;
  • Доцент;
  • Консультант по управлению;
  • Бизнес-тренер;
  • Кандидат технических наук.

Область профессиональных интересов:

  • Развитие бизнеса с использованием методик процессного управления;
  • Проведение открытых и корпоративных тренингов;
  • Участие в программах MBA в бизнес-школах Москвы;
  • Экспертно-методическая поддержка проектов внедрения процессного подхода.

Проектный опыт:

Почти за 20 лет своей консалтинговой практики Владимир Репин провел 88 открытых и 203 корпоративных тренинга в 63 города России и СНГ, участвовал и руководил 55 консалтинговыми проектами.

Автор бестселлеров:

  • Репин В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013.
  • В.Г. Елиферов, В.В. Репин. Бизнес-процессы. Регламентация и управление. М.: «Инфра-М», 2006.
  • В.В. Репин, В.Г. Елиферов. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.
  • В.В. Репин. Бизнес по правилам. Регламенты должны работать. М.: «Инфра-М», 2017.

Личный проект В.В. Репина – информационный портал www.FineXpert.ru, на котором представлена библиотека материалов по процессному управлению.

Аннотация

Руководителям и специалистам предлагается подробная информация по внедрению Системы управления бизнес-процессами. СУБП — это часть общей системы управления, которая дает возможность создать эффективную практику работы с бизнес-процессами на всех уровнях управления, внедрить культуру улучшения процессов, повысить эффективность и конкурентоспособность компании.

В рамках тренинга подробно, в течение четырех вебинаров длительностью по 4 астр.часа, раскрывается информация о целях внедрения СУБП и преимуществах, которые получает компания: повышение эффективности бизнес-процессов, сокращение сроков их выполнения, повышение качества продуктов и услуг, повышение удовлетворенности клиентов и, в конечном счете, повышение конкурентоспособности компании.

Представлена подробная информация об архитектуре СУБП, используемых методах и инструментах (разработка архитектуры процессов, управление бизнес-процессами по целям и показателям, моделирование и анализ процессов в нотации BPMN и проч.), требованиях к компетенциям сотрудников, рискам.

В рамках тренинга выполняется экспресс-оценка зрелости СУБП (практики работы с бизнес-процессами) компании. Обсуждаются ближайшие шаги по развитию процессного управления.

Проводятся практические занятия по проектированию и анализу бизнес-процессов, оценке качества регламентирующих документов.

Проведение тренинга может стать стартовой точкой в дорожной карте проекта внедрения или совершенствования системы управления бизнес-процессами организации.

Для кого

Тренинг ориентирован на руководителей 1–3 уровня и специалистов, которые будут принимать активное участие во внедрении системы управления бизнес-процессами компании.

Цели

Цели тренинга:

  • узнать о возможностях и преимуществах СУБП;
  • получить подробную информацию об архитектуре СУБП, используемых методиках и инструментах;
  • изучить методику формирования архитектуры бизнес-процессов компании;
  • практически освоить основы проектирования и анализа процессов с использованием нотации BPMN;
  • узнать о современных возможностях и перспективах автоматизации и роботизации бизнес-процессов;
  • оценить текущий уровень зрелости СУБП компании;
  • узнать, как разработать план внедрения СУБП в компании;
  • получить заряд энергии, необходимый для успешного внедрения процессного управления.

Программа тренинга

Вебинар I (4 астр. часа)

Тема 1. Базовые понятия управления бизнес-процессами

Определение бизнес-процесса. Структурная схема бизнес-процесса. Контекст процесса: входы и поставщики, выходы и потребители. Технология выполнения процесса. Ресурсы процесса. Цели и практические результаты системного управления бизнес-процессами компании. Почему выгодна работа с бизнес-процессами? Существующие подходы к внедрению процессного управления. Оперативное управление бизнес-процессами. Совершенствование процессов. Цикл PDCA.

Тема 2. Система управления бизнес-процессами: архитектура, методы и инструменты

Система управления бизнес-процессами, как часть общей системы управления организацией. Архитектура бизнес-процессов. Управление бизнес-процессами по целям и показателям. Система стимулирования руководителей на улучшение бизнес-процессов по KPI (КПЭ). Практика описания и анализа бизнес-процессов. Практика оптимизации бизнес-процессов и внедрения изменений.
Автоматизация бизнес-процессов (в BPMS). Стандартизация бизнес-процессов. Контроль и аудит бизнес-процессов. Корпоративная система обучения персонала методам процессного управления. Процессный офис.

Практическое занятие. Экспресс-оценка уровня зрелости системы управления компанией

Представление метода проведения экспресс-оценки зрелости СУБП. Работа в группах. Проведение оценки зрелости. Представление результатов. Обсуждение.

Вебинар II (4 астр. часа)

Тема 3. Разработка архитектуры бизнес-процессов компании

Реестр процессов компании. Архитектура бизнес-процессов. Цели построения и использования архитектуры бизнес-процессов компании. Инженерная модель. Эскизная модель. Методические подходы к построению архитектуры процессов. Структурная модель процессов. Модель на основе бизнес-функций или цепочек создания ценности. Модель сквозного бизнес-процесса. Использование нотации IDEF0 для построения моделей верхнего уровня.

Практическое занятие. Разработка архитектуры бизнес-процессов

Работа в трех группах. Разработка архитектуры бизнес-процессов по трем методам: структурная модель, модель бизнес-функций (цепочек создания ценности), модель сквозного бизнес-процесса масштаба компании. Формирование проблемного поля по бизнес-процессам. Представление результатов. Обсуждение.

Тема 4. Моделирование бизнес-процессов в нотации BPMN

Цели и задачи моделирования бизнес-процессов на операционном уровне. Краткий обзор нотаций: простая блок-схема, eEPC, BPMN. Преимущества нотации BPMN как корпоративного стандарта для проектирования, регламентации и автоматизации бизнес-процессов. Описание бизнес-процесса в нотации BPMN: основы. Исполняемые бизнес-процессы. Понятие токена. Понятие экземпляра процесса. Базовая семантика BPMN. Чек‑лист контроля качества схемы бизнес-процесса.
Выдача «домашнего задания» по разработке моделей бизнес-процессов в нотации BPMN.

Вебинар III (4 астр. часа)

Разбор домашних заданий

Разбор домашних заданий — схем бизнес-процессов в нотации BPMN. Обсуждение.

Тема 5. Анализ и оптимизация бизнес-процессов

Критерии выбора процессов для оптимизации. Проект анализа и оптимизации бизнес-процесса. Качественные методы анализа процессов. Формирование проблемного поля. Анализ графических схем процессов. Количественные методы анализа процессов. Графики и диаграммы. Корреляционные зависимости. Гистограммы. Анализ времени выполнения процесса. Методы Lean: анализ потерь. Использование имитационного моделирования для анализа процесса.
Принципы проектирования эффективного процесса. Вертикальное и горизонтальное сжатие процесса. Разработка мероприятий по оптимизации бизнес-процесса. Внедрение изменений. Непрерывное совершенствование бизнес-процессов. Цикл PDCA. Подрывные инновации и бизнес-модели. Поиск и внедрение инноваций в бизнес-процесс.

Деловая игра «Анализ и оптимизация бизнес-процесса»

Представление имитационной модели бизнес-процесса. Расчет времени выполнения и стоимости. Анализ бизнес-процесса в группах (на учебном примере: «Разработка технико-коммерческого предложения для клиента). Формирование предложений по его оптимизации. Проверка предложений с использованием имитационной модели.

Тема 6. Регламентация и стандартизация бизнес-процессов

Проблемы регламентации бизнес-процессов в компании. Диагностики системы стандартизации бизнес-процессов. Структура ВНМД (внутренних нормативно-методических документов). Формы ВНДМ. Качество ВНДМ. Практическое занятие по оценке качества ВНМД. Бизнес-процессы жизненного цикла управления ВНДМ. Автоматизированное формирование регламентов на основе моделей бизнес-процессов. Создание гипертекстовой базы знаний по ВНМД компании.
Выдача «домашнего задания» по анализу бизнес-процесса и разработке предложений по его оптимизации.

Вебинар IV (4 астр. часа)

Разбор домашних заданий

Разбор домашних заданий — результатов анализа бизнес-процессов. Обсуждение.

Тема 7. Разработка целей и показателей для управления процессами

Цели и показатели для управления бизнес-процессами. Стратегическая карта и ССП. Результативность, эффективность, время, качество. Паспорта целей и показателей. Типовые ошибки при разработке показателей. Примеры управления бизнес-процессами на основе показателей. Мониторинг. Использование BPMS для анализа показателей процесса. Анализ отклонений. Коррекция. Корректирующие и предупреждающие действия.

Практическое занятие. Выбор показателей для управления бизнес-процессами

Обучение на кейсах. Представление показателей. Обсуждение.

Тема 8. Автоматизация бизнес-процессов

Современное программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов: обзор. BPMS: функционал современных BPM-систем. Low-code. Принципы работы PRA-систем (роботизация процессов). Process mining и Process discovery. Примеры проектов. Мировые тенденции развития BPM-систем. Основные этапы проекта автоматизации бизнес-процесса. Примеры.

Тема 9. Проект внедрения системы управления бизнес-процессами

Этапы проекта внедрения СУБП. Куратор проекта. Руководитель проекта. Процессный офис. Участники проекта. Типовые этапы выполнения проекта. Примеры проектов. Разработка Концепции внедрения СУБП (Стандарт «Система управления бизнес-процессами компании»). Разработка архитектуры бизнес-процессов. Выбор и внедрение инструмента проектирования бизнес-процессов. Выбор нотации моделирования. Разработка Соглашения по моделированию. Организация работы по описанию и анализу процессов. Стандартизация процессов. Разработка Стандарта управления внутренними нормативно-методическими документами. Разработка Стандарта внедрения изменений в процессах. Организация оперативного управления процессами. Типовые риски проекта. Примеры проектов и результатов внедрения СУБП.

Условия проведения

Корпоративный тренинг проводится в формате 4-х вебинаров длительностью 4 астр. часа в удобное для вас время. Используется платформа Zoom. Количество участников — до 30 человек в группе. Программа может быть изменена по согласованию с Заказчиком.
Предоставляются:

  • презентация в pdf-формате;
  • сертификаты, подтверждающие участие в тренинге;
  • файл MS Excel для выполнения экспресс-оценки уровня зрелости Системы управления бизнес-процессами;
  • результаты проверки «домашних заданий»;
  • ссылки на практически важные материалы по теме;
  • видео-записи вебинаров.