Бизнес-процессы в банке: описание, оптимизация, регламентация и управление

Информация об авторе

Имя
Роман Исаев

Должность

  • Эксперт по организационному развитию, процессному управлению, информационным технологиям в бизнесе;
  • Партнёр ГК «Современные технологии управления»;
  • Руководитель проектов, бизнес-тренер, сертифицированный специалист Business Studio;
  • Автор 11 книг и более 60 публикаций в научно-практических журналах;
  • Автор и разработчик моделей и модулей для системы Business Studio, которые на протяжении многих лет активно используются в ведущих российских и международных организациях.

Модели и решения

Книги:

Семинар-практикум

Формализованность и регламентированность бизнес-процессов на сегодняшний день является одним из ключевых факторов успеха любого коммерческого банка. Описание и оптимизация бизнес-процессов прямым образом влияет на операционную и стратегическую эффективность коммерческого банка, что в итоге влияет на показатели прибыльности и рейтинги.

Следует отметить, что задачи описания и оптимизации бизнес-процессов не являются «разовыми», а носят итеративный (периодический) характер, поэтому так важно иметь под рукой все необходимые методики и технологии, о которых идёт речь на данном семинаре. Итеративность связана с тем, что меняются требования клиентов, меняется рынок, выходят новые нормативные документы Банка России и т.п. Такого рода изменения требуют постоянного контроля и необходимости актуализации бизнес-процессов.

Семинар-практикум раскрывает содержание процессных технологий управления и их практическое применение для совершенствования деятельности банков. Рассматриваются методики описания, анализа, оптимизации, контроля, автоматизации бизнес-процессов, современные нотации бизнес-моделирования, их преимущества и недостатки, области применения и программные продукты, их поддерживающие. Все методики многократно апробированы во многих банках России и СНГ разного масштаба и профиля деятельности, доказали свою эффективность.

Семинар предоставляет большой набор примеров реальных банковских бизнес-процессов, типовых бизнес-моделей, практических результатов применения методик, шаблонов информационно-методических документов, форм документов. Рассказывается, как использовать эти наработки и встраивать методы оптимизации бизнес-процессов в деятельность банка для повышения его эффективности.

Демонстрируется решение актуальных управленческих задач банка с помощью современных программных продуктов бизнес-моделирования: Business Studio, MS Visio.

На семинаре выполняются практические задания по разработке основных компонентов системы регламентации и управления бизнес-процессами. Это позволяет участникам семинара сразу после его завершения встраивать полученные наработки в деятельность своих банков и дальше развивать их.

Семинар-практикум даёт ответы на следующие вопросы:

  • Как с нуля построить систему управления бизнес-процессами банка и обеспечить её эффективное функционирование?
  • Как извлечь максимальную пользу из графических моделей бизнес-процессов?
  • Какие нормативные документы необходимы для системы управления бизнес-процессами и что они должны содержать (положение о бизнес-процессах, соглашение по бизнес-моделированию, стандарты процессов, стратегия управления процессами и т.п.)?
  • Как взаимосвязаны бизнес-процессы со стратегией банка, персоналом, операционными рисками, менеджментом качества и системами управления?
  • Кто в банке должен заниматься описанием и управлением бизнес-процессами? Для чего необходимы и какие задачи должны решать «владельцы» бизнес-процессов, комитет по процессам и организационному развитию, процессные команды (рабочие группы)?
  • Как шаг за шагом описать и регламентировать бизнес-процессы банка?
  • Как заставить регламенты «работать» (исполняться на практике)?
  • Какие есть нотации для графического описания бизнес-процессов и как их использовать?
  • Как управлять бизнес-процессами, чтобы они достигали установленных показателей KPI?
  • Какие методы анализа бизнес-процессов используются в банках и в чём их особенности?
  • Как разработать и внедрить комплексную бизнес-модель банка?
  • Как должен выглядеть единый центр управления качеством и эффективностью деятельности банка?
  • Как правильно выбрать, внедрить и использовать программные продукты бизнес-моделирования в банке для решения задач управления процессами и организационного развития? Как решать эти задачи?

Семинар-практикум предназначен для руководителей и специалистов следующих подразделений банка.

  • Топ-менеджмент и акционеры банка;
  • Управление банковских бизнес-процессов и технологий;
  • Управление методологии;
  • Управление стратегического и организационного развития;
  • Управление информационных технологий;
  • Служба качества и стандартизации;
  • Управления персонала;
  • Проектный офис;
  • Бизнес-подразделения (розничный бизнес, корпоративный бизнес и др.);
  • Служба внутреннего контроля;
  • А также подразделений, руководители и специалисты которых, участвуют в проектах по стратегическому и организационному развитию банка, регламентации и оптимизации бизнес-процессов, организационной структуры, повышению эффективности труда.

Программа семинара-практикума

Первый день

  1. Система управления бизнес-процессами в банке:
    • Процессный подход: основные понятия, значение и практические банковские примеры;
    • Архитектура системы управления бизнес-процессами банка: дерево, модели, показатели KPI, «владельцы» бизнес-процессов и процессные команды, организационная структура банка, функционал службы (подразделения) по описанию и управлению бизнес-процессами в банке, основные нормативные документы по управлению бизнес-процессами (Положение о бизнес-процессах, Соглашение по бизнес-моделированию и др.), формы документов (анкеты, отчёты и др.);
    • Распределение ответственности в бизнес-процессах, правила назначения «владельцев» бизнес-процессов, процессные полномочия;
    • Матрица менеджмента процессов банка;
    • Корпоративный Навигатор банка (электронная база знаний по бизнес-процессам и деятельности банка в целом), единый центр управления банком.
  2. Методика описания и регламентации бизнес-процессов банка:
    • Планирование и организация проекта по описанию бизнес-процессов;
    • Идентификация и выделение бизнес-процессов банка (построение дерева бизнес-процессов). Методы сбора информации для описания бизнес-процессов;
    • Ранжирование бизнес-процессов;
    • Детальное описание бизнес-процессов, согласование, утверждение и доведение до сотрудников банка;
    • Разработка ключевых показателей KPI и требований к бизнес-процессам (время, результативность и эффективность, стоимость, качество и др.);
    • Разработка вспомогательных бизнес-моделей: организационная структура банка, дерево показателей KPI, дерево бизнес-направлений и продуктов банка, библиотека документов (информационные потоки в бизнес-процессах), дерево информационных систем банка (системная архитектура) и др.;
    • Методика построения эффективной системы регламентации банка, автоматизированная генерация регламентов бизнес-процессов, должностных инструкций, положений о подразделениях банка.
  3. Управление бизнес-процессами в банке:
    • Планирование бизнес-процессов, примеры стратегий по процессам и продуктам банка;
    • Применение методологии BSC / KPI для разработки банковских стратегий;
    • Обеспечение эффективного выполнения бизнес-процессов и достижение установленных показателей KPI;
    • Организация работы с претензиями клиентов банка;
    • Контроль бизнес-процессов (практические методы и технологии для владельцев бизнес-процессов);
    • Автоматизация оперативного управления бизнес-процессами с помощью систем WorkFlow / BPMS – Business Process Management Systems.

Второй день

  1. Нотации для графического описания бизнес-процессов:
    • Обзор нотаций для описания бизнес-процессов, их характеристик и применения;
    • Правила разработки графических моделей бизнес-процессов;
    • Нотации для графического описания бизнес-процессов: Basic Flow Chart, Cross Functional Flow Chart, IDEF0, EPC (Event driven Process Chain), BPMN (Business Process Model Notation) и др.;
    • Автоматическая проверка на правильность построения моделей бизнес-процессов;
    • Примеры моделей бизнес-процессов (технологических карт) банка в различных нотациях: кредитование, депозиты, обслуживание расчетных счетов, пластиковые карты и зарплатные проекты, валютный контроль, дистанционное банковское обслуживание (Интернет-Банк), финансовый мониторинг, взыскание просроченной задолженности, управление рисками, процессы ITIL / ITSM, разработка банковских продуктов, антикризисное управление и многое другое.
  2. Методы аудита, анализа и оптимизации бизнес-процессов:
    • Критерии и правила аудита бизнес-процессов, примеры чек-листов;
    • Единая методика оптимизации бизнес-процессов банка;
    • Обзор современных методов анализа и оптимизации бизнес-процессов, их особенности, правила применения и примеры банков;
    • Разработка и применение показателей KPI бизнес-процессов;
    • Анализ причин-следствий (диаграммы Исикавы), разработка карт решений основных проблем в бизнес-процессах;
    • SWOT-анализ бизнес-процессов;
    • Бенчмаркинг, краудсорсинг;
    • Анализ и оптимизация бизнес-логики процессов;
    • Функционально-стоимостной анализ (ФСА) и имитационное моделирование бизнес-процессов;
    • Расчёт стоимости и трудоёмкости бизнес-процессов, расчёт оптимальной численности персонала;
    • Использование стандартов качества при оптимизации бизнес-процессов банка;
    • Требования международного стандарта ISO 9001 в области бизнес-процессов;
    • Анализ и минимизация операционных рисков в бизнес-процессах (процессно-ориентированный риск-менеджмент);
    • Оптимизация системной архитектуры банка и технологического обеспечения бизнес-процессов (автоматизация);
    • Анализ матрицы распределения ответственности в бизнес-процессах.
  3. Комплексная бизнес-модель банка:
    • Структура и содержание бизнес-модели банка, примеры входящих в неё документов, моделей, справочников и других материалов;
    • Способы внедрения и использования бизнес-модели банка;
    • Ценность типовой бизнес-модели для банков и решаемые задачи;
    • Концепция «Банк 3.0» («банк будущего») – построение современного высокотехнологичного банка;
    • Организация эффективного взаимодействия подразделений банка.
  4. Программные продукты бизнес-моделирования (Business Studio, Microsoft Visio):
    • Функции программных продуктов применительно к методикам и проектам формализации и совершенствования деятельности банка, решению управленческих задач;
    • Примеры и результаты использования программных продуктов бизнес-моделирования в банках.

Семинар проводится в корпоративном формате для сотрудников одного банка на его территории.

Рекомендованное количество участников семинара до 20 человек.

Заявки на организацию семинара просьба высылать на адрес: mail@businessstudio.ru.