В представленной заметке Дмитрий Пинаев выражает свой взгляд на «бирюзовую парадигму», выделяет возможности и ограничения, которые заключает в себе такая форма организации деятельности. Материалы заметки, опубликованные ранее в сообществе Business Studio for Professionals club, постоянно вызывают дискуссии в среде менеджеров, бизнес-архитекторов и аналитиков.
Если вы хотите более глубоко погрузиться в тему бирюзовых организаций, ждем вас на предстоящей X конференции «Проектирование бизнес-архитектур 2021» (17-19 ноября). В программе мероприятия - выступление эксперта Анатолия Баляева на тему «Бирюзовые или берёзовые. Эволюция архитектуры коммерческих организаций».
Данная заметка родилась по результатам прочтения нашумевшей книги Фредерика Лалу «Открывая организации будущего», в которой он описывает «бирюзовую парадигму». Бирюзовая парадигма — это принципы устройства организации будущего. Среди этих принципов есть откровенно провокационные и спорные. Я не хочу на них останавливаться, т. к. меня больше интересовали принципы, связанные с эффективностью бирюзовой организации и технологией её развития.
Среди таких принципов приведу для не читавших книгу следующие:
Несомненный плюс бирюзовой парадигмы — это принцип постоянного развития. Удивительно, но в этой парадигме сотрудники имеют резерв рабочего времени именно для этой деятельности! Помимо этого, любой сотрудник имеет право выполнять любую необходимую работу: от управления финансами до закупки необходимых средств производства.
Но возникает вопрос: а с каким качеством? И не страдает ли общая производительность от того, что сотрудники перестают выполнять специализированную функцию и должны переключаются между разными обязанностями? На первый взгляд, очевидно, что страдает и качество, и производительность. Ведь многие функции требует специальных знаний.
Рассмотрим, например, роль бизнес-архитектора, проектирующего технологии деятельности. Это роль требующая особых компетенций. Сложно ожидать что на нее подойдет любой сотрудник — нужны люди, склонные к инженерной деятельности. Если таковых в команде не окажется, то и решения будут вырабатываться соответствующие. В бирюзовых организациях эта проблема может быть решена через внутреннее консультирование со стороны сотрудников других команд, обучение (которое сотрудники могут заказывать и проходить самостоятельно) и найм людей в команду с необходимыми компетенциями. Адекватный ситуации способ получения необходимых компетенций команда выбирает самостоятельно.
Но бирюзовые организации восполняют возможные потери эффективности ощущением свободы и счастья от выполняемой работы и возможности брать на себя любые обязанности. А счастливый человек, очевидно и работает продуктивнее. А с развитием вообще получается интересная вещь.
В бирюзовой организации в развитие вовлечены все члены команды: они и генерируют предложения, и разрабатывают технологии деятельности, и осуществляют изменения. В классической же организации развитием либо не занимаются вообще, либо занимается выделенная группа сотрудников — отдел оргразвития. В последнем случае предположим, что сотрудники отдела вырабатывают наилучшие решения по оптимизации или развитию. Но интенсивность их инициатив зависит от их пропускной способности, которая естественно довольно ограничена. В этом плане, бирюзовые организации вырываются вперед за счет количества шагов по развитию, пусть даже не самых оптимальных: в бирюзовых организациях развитие происходит постоянно и везде.
Также на скорость развития влияет отсутствие контроля. Это оказывается лучше, чем трата денег и времени на работу контролирующих структур.
Бирюзовые организации — это динамично развивающиеся организации. Этот тезис приводит к подмене понятий некоторыми адептами «бирюзовщины», когда они говорят, что изменения нужно внедрять быстро, а долгие размышления и описания — не нужны.
Во-первых, судя по книге Лалу, какая-то формализация работы остаётся:
Во-вторых, уже много раз пройдено (последний раз в SСRUM), что сложные системы на протяжении всего своего жизненного цикла (проектирование, создание, развитие, обслуживание) требуют проектирования архитектуры и наличия ее описания на каждом этапе жизненного цикла. Иначе систему просто не построить, а если и построить, то неминуемы проблемы в функционировании системы, ее обслуживании и развитии. Также для правильного проектирования нужно знать предисторию системы, возможности, ограничения и перспективные требования к ней. Эта информация должна где-то хранится.
Соглашусь, что группировка сотрудников в иерархические подразделения с руководителями изжила себя. В текущей парадигме зачастую руководитель становится центром вселенной: планирует и контролирует деятельность сотрудников, выдает задания, продвигает по службе, назначает зарплаты. А также, если у него еще остается время, занимается проектированием технологий деятельности. Но зачастую времени уже не остается...
В бирюзовой парадигме используется группировка сотрудников вокруг определенной деятельности. Для сложной деятельности, которая может быть представлена в виде иерархии, команды также могут быть вложены друг в друга (соответствует принципам холакратии).
Автор считает, что бирюзовая парадигма может быть применена в компании любой отрасли. Но на мой взгляд стоит добавить следующие ограничения области применения:
Бирюзовая парадигма выглядит достаточно интересной, но ее воплощение целиком и полностью зависит от всех сотрудников организации. Возможно ли каждой существующей организации найти себе людей с необходимыми качествами? Сколько времени это займет? Ответы, на мой взгляд, очевидны.
В качестве более реалистичной парадигмы я бы предложил следующую, над которой размышляю уже давно. Основные принципы данной парадигмы:
Думаю, что такая парадигма для многих организаций будет единственной альтернативой. А для некоторых — промежуточным эволюционным шагом на пути к бирюзовой парадигме.
Ноябрь 2021 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено