Рост доллара, падение цены нефти, чехарда на фондовых рынках — какое отношение они имеют к большинству наших компаний? Затронет ли Россию и постсоветские государства мировой финансовый кризис? Сегодня уже очевидно, что затронет, и признаки этого мы уже наблюдаем.
Первое, что начал испытывать как мелкий, так и крупный бизнес, — это снижение спроса на продукцию и услуги. Бизнес, работающий в секторе b2c (
Второй признак, показывающий, что Россия давно является частью мировой экономики, — это сокращение инвестиций, к которому привело отсутствие доступных кредитов. Неважно, что вы планировали — купить мелкого надоевшего конкурента или новую производственную линию — если вы хотели использовать для этого кредитные деньги, придется об этом забыть.
Итак, если вы руководитель предприятия, которое столкнулось с падением спроса на вашу продукцию, то необходимо учитывать следующее: потребность в Вашей продукции никуда не делась, уменьшилась лишь покупательская способность ваших клиентов. А значит на первое место будет выходить цена товара — клиенты будут более чувствительны к цене и более тщательно, чем раньше, осуществлять выбор поставщиков. Требования к качеству продукции, сроку доставки и послепродажному обслуживанию при этом также возрастут — в условиях кризиса клиенты считают деньги и думают о максимальной эффективности. Никто не захочет ждать доставку оплаченного товара 1–2 месяца (на что снисходительно смотрели раньше) или ожидать сервисного ремонта оборудования неделями. Тот кто поймет это первым, тот уже сделает первый шаг к сохранению рыночных позиций. Можно скомпенсировать естественное снижение спроса перетеканием клиентов от ваших конкурентов и даже увеличить свои объемы.
Если говорить про инвестиционные проекты, то очевидно, что фаза экстенсивного роста, которой способствовали доступные кредиты, прекратилась. Если вы планировали расширить производство, то в новых условиях вы будете думать о том, как выжать максимум из имеющихся мощностей, и как повысить прибыльность имеющейся сети. То есть переориентируетесь на развитие своей внутренней среды.
Как решить задачи, поставленные кризисом, наилучшим образом? Выход есть — сейчас наступило наилучшее время подумать о своих
Президент России в своем видеоблоге назвал в качестве альтернативы экстенсивному развитию и одной из мер минимизации последствий финансового кризиса борьбу за повышение производительности труда: «…в условиях падающего спроса российские компании будут снижать издержки производственной деятельности. И здесь важно максимально быстро привести структуру производства, технологии и управление в самый современный вид. Таким образом, энергоэффективность и производительность труда могут подняться до уровня, который позволит конкурировать с наиболее успешными зарубежными компаниями». Остается только присоединиться к словам президента и добавить: учитывая, что ваши конкуренты в данный момент начинают делать тоже самое, есть причины ускориться и сделать это быстрее и эффективнее чем они. Для этого необходимо выполнить два шага.
Запустите деятельность по организационному развитию — деятельность по улучшению деятельности компании. Можно рассматривать это как разовый проект, можно поставить эту деятельность на регулярную основу. Рекомендую второе: в условиях, когда рост спроса, вызванный доступными кредитными и нефтяными деньгами остановился, тема эффективности деятельности будет актуальной несколько следующих лет.
Способ организации самого организационного развития можно выбирать. Кто должен руководить этой деятельностью? Найдите квалифицированного сотрудника на рынке труда (в ближайшее время на рынке труда появятся доступные кадры) или среди своих сотрудников — среди тех, кто обладает системным взглядом на деятельность компании и кому вы доверяете. Если у вас небольшая компания — то, видимо, придется взяться за организационное развитие самому. Следующий вопрос: кто непосредственно должен заниматься оптимизацией
Проводите изменения процессов с целью повышения их эффективности путем снижения издержек, количества задействованных сотрудников, уменьшения времени их выполнения
Перестройка
Неописанные процессы, которые каждый раз протекают «немного
Автоматизация является типовым и наиболее часто используемым способом повышения эффективности
«Заплатить больше денег, чтобы сэкономить деньги» — не плохой каламбур, а вполне работающий принцип управления человеческими ресурсами. Определите, за что вы готовы платить деньги (иными словами, что представляет для вас ценный результат
Традиционным средством повышения эффективности деятельности в условиях кризиса является сокращение сотрудников. 52,3% крупных российских компаний подумывают об оптимизации численности персонала (выводы исследователей компании Cornerstone). Для большинства компаний — это не легкий процесс, учитывая что обязанности сотрудников редко бывают задокументированы и возникает риск «уволить сотрудника, который делал то, о чем все и думать забыли, причем одному ему известным способом».
С использованием, например, Business Studio эта деятельность займет 1 день и 1 час (естественно, если у вас уже было описание
5 мин. | Вывести отчет, показывающий текущие функции каждого сотрудника. |
8 часов | Выявить функции, от которых сейчас можно отказаться, затем найти самых незагруженных сотрудников. Согласовать с их руководителями их высвобождение и перераспределение их функций между другими исполнителями. |
10 мин. | Внести корректировку в систему |
15 мин. | Сформировать новые регламентирующие документы. |
30 мин. | Ознакомить сотрудников с новыми функциями. |
В качестве заключения, хочется сказать, что кризисы приходят и уходят, а многие зарубежные успешные компании «непотопляемы» десятилетиями. Умение не поддаваться эмоциям и сохранять ориентацию на эффективность бизнеса — это те качества, которые отсутствуют у большинства наших компаний и сейчас самое время начать их воспитывать.
Октябрь 2008 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено