«НТМ РУС» – российское подразделение международной финской группы NTM (Närpes Trä & Metall), основанной в 1950 году в Финляндии. Ключевое направление деятельности концерна – проектирование, производство, поставки и обслуживание высокоэффективной мусороуборочной техники во многих странах мира. Компания «НТМ РУС» – производитель и поставщик данной техники на отечественный рынок.
Основная задача, которая стояла перед руководством «НТМ РУС», – наладить производственное планирование, необходимое для бесперебойной эффективной работы на всех участках и переделах. Также было важно устранить периодически возникающие ситуации с нехваткой материальных, трудовых ресурсов и производственных мощностей и обеспечить предприятие своевременными поставками всего необходимого в соответствии с созданным графиком.
Нехватка всего лишь какой-то детали на заводе или занятость станка в нужный момент может нарушить сроки производства и поставок клиентам, что грозит срывом контрактов и ухудшением деловой репутации. Для предотвращения подобных проблем руководство компании «НТМ РУС» поставило цель – запустить блок объемно-календарного планирования производства на базе системы «1С:ERP», чтобы успешно планировать и контролировать все необходимые процессы по выпуску своей продукции на рынок.
Для достижения данной цели консультанты группы компаний «Формула» предложили успешно отработанную технологию внедрения, когда на первичном этапе создаётся своего рода цифровая модель или, как её ещё называют, цифровой двойник. На его примере можно смоделировать эффективную работу производства, скорректировать выявленные ошибки, определить ответственных лиц, выявить риски. Данная работа также позволяет экономить бюджет на внедрение ERP-системы, оптимизировать сроки и увеличивать качество процесса автоматизации. Это происходит благодаря тому, что заранее прогнозируются и отрабатываются различные бизнес-ситуации. И только после того, как опробованная цифровая модель, которую покрутили-повертели со всех сторон, будет признана руководством предприятия удачной и эффективной, её внедряют в производство.
После того, как поставлена задача внедрить подсистему производственного планирования, необходимо проверить, какие ресурсные спецификации уже в наличии на предприятии? Готова ли вся информация под те требования по созданию объёмно-календарного планирования и ведению производственных графиков, что предъявляет руководство заказчика? На этом этапе выявляем каких данных не хватает.
Крепкой базой для грамотной автоматизации и создания цифрового двойника предприятия или его отдельного производственного участка является подготовка нормативно-справочной информации (НСИ), среди которой маршрутные карты технологических процессов, ресурсные спецификации продукции, номенклатура с характеристиками и особенностями учёта и пр. Всё это обязательно подготавливается технологами на производстве, на основе чего появляется возможность регулировать всю цепочку производственных процессов. Без подготовки НСИ невозможно провести автоматизацию, поскольку, как известно, хаос автоматизировать невозможно – при беспорядочно происходящих процессах можно бесконечно долго внедрять ERP-систему и никогда так полностью и не закончить этот процесс.
К рискам отсутствия всех необходимых данных НСИ относится:
Для того, чтобы наглядно показать заказчику, как необходимо детализировать свои требования к процессу объёмно-календарного планирования в «1С:ERP», специалисты группы компаний «Формула» смоделировали бизнес-процессы подготовки и ведения НСИ с помощью системы Business Studio. Наглядные схемы дали возможность руководству «НТМ РУС» увидеть и понять, какой процессный и функциональный объём работ необходимо выполнить со стороны заказчика для того, чтобы процесс производственного планирования на их предприятии заработал.
Среди того, что должно быть в наличии на предприятии:
Об этих трёх диаграммах далее расскажем подробнее – уточним, что они представляют собой единую схему работ для технолога производства по наполнению НСИ с развилками, вариациями и ответственными лицами и говорят о том, какой реально должен быть объём НСИ, и какая степень погружения в этот процесс должна быть у технолога. На диаграммах были отображены четыре важные роли: технолог, планово-диспетчерский отдел (ПДО), плановый отдел и ответственный за ведение НСИ. По каждой роли были определены шаги, которые должны выполнять эти пользователи.
Все эти схемы отвечают на вопросы: кто должен делать (пользовательские роли)? Что делать? В каком порядке делать? Как должно происходить взаимодействие? И с какими ресурсами всё это должно происходить на каком этапе? Таким образом был создан цифровой двойник производственного участка предприятия, на котором и была отработана технология эффективного производственного объёмно-календарного планирования компании «НТМ РУС».
Автоматизация процесса «Ведение ресурсных спецификаций» крайне важна для технологов, которые подготавливают нормативный и материальный состав выпускаемых на производстве изделий, а также нормируют трудозатраты. Нормативный состав любого изделия должен быть определён, чтобы конкретно это изделие можно было производить на конкретном предприятии – это те нормы, которые описывают маршрут и состав описываемого изделия.
Помимо этого можно запланировать и объём операций – тогда в ERP-систему заносят данную информацию, могут корректировать спецификации, вести в них учёт аналогов, применять параметрию с целью оптимизации объёма спецификаций. Это позволяет оптимизировать работу с большим количеством НСИ у технолога.
Если ведение спецификаций не автоматизировано, то производственное планирование невозможно, потому что оно всё базируется на этом процессе. Ведение спецификаций – это база, а проработанная НСИ – базовый блок, чтобы приступить к управлению производством.
Рис. 1. Диаграмма «Ведение ресурсных спецификаций: определение параметров и этапов производственного процесса»
На этой диаграмме описан блок данных, которые необходимо отобразить в первую очередь в ресурсной спецификации: определяем параметры планируемой партии запуска, а в отношении маршрутизации порядок этапов изготовления и т.д. У каждого этапа есть свой номер, граф. Также обозначены варианты исполнения этой ресурсной спецификации. Например, возможность производить некоторые полуфабрикаты отдельно.
Точки взаимодействия между пользователями на диаграмме показывают, как можно двигаться по маршруту заполнения, к кому обращаться за той или иной информацией в системе, когда мы определились с последовательностью этапов и внесли нормативы в спецификацию.
Итог: на этой схеме смоделирован продуманный маршрут, которого раньше не было на предприятии. В этом есть определённая инновация в отношении внедрения системы «1С:ERP» – чем больше объектов и справочников, тем больше это вызывает вопросов у пользователей, поэтому решение отрисовать эти диаграммы было вызвано сложностью понимания, как это должно работать, и какие вариации работы с этими значениями возможны. Это была попытка структурировать процесс со стороны специалистов «Формулы», поскольку в ERP-системе возможность выбора функционала колоссальна.
Пример работы с диаграммой: определяем, какое количество этапов должно быть. Отвечаем на вопросы: для чего нам каждый производственный этап, что они будут в себя включать? Например, производственный этап может включать в себя набор определённых операций в конкретном подразделении, но он может также формировать набор неких этапов, по результатам которых будет выпуск полуфабриката.
Понятие этапа в какой-то мере революционное – теперь можно сделать многоэтапную спецификацию и получить целое дерево изделия, сделать потом его разузловку, где будет раскрыто содержание спецификации, определена потребность каждого изделия в материалах, деталях, комплектующих до самого нижнего уровня. А не так, как раньше мы должны были это описывать вложенными полуфабрикатами, получать какое-то дерево изделия, но порядка движения, взаимосвязи этих этапов на более старых системах мы получить не могли. Это инновационный подход ввода этапов – именно он здесь отражен (существует только в «1С:ERP»).
Рис. 2. Диаграмма «Определение материального состава изделия и нормируемых трудозатрат»
Согласно данной диаграмме технолог определяет нормативный материальный состав работ по видам изделий.
Для чего это требуется?
Если предприятие планирует нормировать свои трудозатраты и держать их в определённых нормах-рамках, то фиксация нормируемых материалов обязательна. Потому что, если мы не контролируем план-факт, а нормировали какие-то материалы, то мы потом не сможем нормировать отклонения и выявить те инциденты, которые привели к этим отклонениям. Соответственно, работа с ними невозможна, потому что этот процесс непрозрачен.
Эти работы относятся к планированию – план-фактный анализ может проводиться только на основании тех данных, что введены где-то в норме (в ресурсной спецификации). Нормирование в системе – это важная работа, которую необходимо провести.
При этом отметим, что в «1С:ERP» появилась возможность назначения схем обеспечения. Теперь возможно не только занормировать объём материалов, но и показать в системе, каким образом мы их будем обеспечивать в целях производства. Это элемент планирования, который связан со схемой обеспечения данных материалов и просчитывается в рамках теории MRP (планирование и обеспечение материальными ресурсами).
Например, как определить, когда отдел закупок и что должен приобретать? Он должен иметь под рукой аналитику, чтобы обеспечивать закупки под заказ производства, или просто обеспечивать наличие материалов всегда в свободном остатке. Это всё отражается в системе. Другая часть данной диаграммы касается нормирования трудозатрат. Ведь производство потребляет не только материалы в процессе производства, но и человеческие ресурсы, которые имеют затратную оценку. Нам необходимо для этого ввести объём этих трудозатрат, для чего требуется ведение справочника «Виды работ». Это всё относится к плановому отделу и связано с планированием и калькулированием, т.е. с себестоимостью изделий (план-фактный анализ). За этот справочник, как правило, отвечают плановики (нормировщики), но всё это в ведении ресурсной спецификации.
Рис. 3. Диаграмма «Назначение варианта изготовления и рабочих центров»
На данной диаграмме с помощью системы Business Studio специалисты группы компаний «Формула» смоделировали бизнес-процессы по мастер-дате, которые касаются:
Все три диаграммы нужны были для того, чтобы структурировать поток информации, который идёт в процессе внедрения. Вместе с главным технологом «НТМ РУС» были смоделированы все возможные ситуации, что делаем в той или иной точке – получилось наглядное пособие маршрута движения его работы по отношению к объекту, который называется «ресурсная спецификация» и описан на всех трёх диаграммах. И технолог понимает, что он делает, видя эти три схемы.
Благодаря этим схемам специалисты «Формулы» провели успешное внедрение ERP-системы в «НТМ РУС», помогли наполнить базу данных справочников необходимой информацией и запустить производственное планирование на предприятии.
Специалисты «Формулы» смогли создать цифровую модель производственного участка компании «НТМ РУС», стандартизировать перечень работ и благодаря этому повысить эффективность технологии внедрения ERP-системы. Такой подход даёт больше гарантий любому заказчику в том, что будут соблюдены сроки и показатели проекта автоматизации.
Таким образом, процесс внедрения ERP-системы удешевляется, экономится бюджет, сокращаются сроки внедрения и повышается его качество. Так, пользователи «НТМ РУС» благодаря цифровому двойнику отдельного производственного участка своего предприятия смогли понять, каких данных им не хватает, обдумать это и собрать нужную информацию, а также назначить ответственных, кто за что отвечает в системе.
Среди результатов внедрения производственного планирования в компании «НТМ РУС» отметим:
Важно отметить для всех читателей статьи, что теперь бизнес-процессы, смоделированные в ходе этого проекта, можно использовать как шаблоны и на других предприятиях для оптимизации НСИ при запуске объёмно-календарного планирования на производстве. Поэтому, если вам они подходят, можете использовать их для своей работы.
Опубликовано по материалам:
https://www.tadviser.ru/index.php/Проект:НТМ_Рус_(NTM_Rus)_(1С:ERP_Управление_предприятием_2.0)
Сентябрь 2023 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено