Проекты либо текущая деятельность по построению и развитию систем менеджмента качества (СМК) инициируются и ведутся во многих банках. Не все банки, конечно, преследуют цель — получение сертификата соответствия СМК требованиям стандарта ISO 9001 и всестороннее управление качеством, но тем не менее, разработка отдельных компонентов СМК имеет большое значение и для них. Что это за компоненты, как встроить их в деятельность в банка, какими методиками и успешными решениями воспользоваться, как интерпретировать отдельные требования стандарта ISO 9001, как улучшить уже действующие в банке компоненты в области менеджмента качества — этим вопросам посвящена данная работа.
Некоторые российские банки уже преодолели весь путь по построению и сертификации СМК на соответствие требованиям стандарта ISO 9001, активно развивают свои СМК. Отдельные банки успешно прошли повторную сертификацию (так как срок действия сертификата — три года), что лишний раз подтверждает долгосрочную ориентацию банков на качество и практическую ценность СМК.
Поскольку есть накопленный опыт, а стандарты СМК различных банков по своей сути схожи между собой, то можно говорить о типовой СМК для банка. Разработкой данного решения [1] автор занимается с 2002 г., и на текущий момент оно зарекомендовало себя во многих консалтинговых проектах и коммерческих банках. Наличие типовой СМК банка позволяет всем участникам проекта заранее иметь представление о результатах и ходе проекта, знать, к чему стремиться. К сожалению, подробное содержание всех компонентов и нормативных документов типовой СМК привести в данной работе невозможно
Если для банка нужен только сертификат соответствия СМК требованиям стандарта ISO 9001 и не требуется, чтобы СМК реально работала и приносила результаты, то можно, взять за основу типовую СМК банка, внести минимально необходимые правки с учетом специфики банка, обучить сотрудников и пригласить аудиторов. Однако автор не является сторонником данного подхода, хотя не секрет, что некоторые организации так поступают.
Одна из целей данной работы — показать, как СМК реально работает на практике в банке и приносит значительную выгоду. Если говорить вкратце об экономическом эффекте, то сумма дополнительной выгоды и экономии денежных средств после построения СМК в банке в несколько раз больше затрат на ее построение и функционирование. Достигается это в первую очередь за счет значительного снижения числа претензий клиентов к банку и расходов на их удовлетворение, повышения удовлетворенности клиентов, притока новых клиентов и соответственно повышения объемов продаж и комплексности обслуживания.
Для успешного построения и функционирования СМК в банке автор рекомендует использовать специальный набор инструментов и материалов (так называемый джентльменский набор для СМК). Рассмотрим его состав и задачи (табл. 1).
№ п.п. | Компонент | Предназначение и задачи |
---|---|---|
1 | Методика построения СМК и План проекта [2] | Правильные организация и выполнение проекта с точки зрения современных подходов и методов |
2 | Стандарты ISO серии 9000 | Для выполнения проекта необходим полный комплект стандартов ISO серии 9000. Он включает в себя далеко не два стандарта (ISO 9000:2005, ISO 9001:2008). Полный комплект необходимых для проекта стандартов ISO серии 9000 может включать до восьми стандартов (в зависимости от требований и особенностей проекта) [2] |
3 | Типовая СМК банка [1] | Использование в качестве основы (эталона) для разработки СМК банка. Содержит основные компоненты СМК в документированном виде (примеры нормативных документов, модели процессо и процедур, формы документов СМК и др.) |
4 | Программный продукт |
Автоматизация разработки и функционирования СМК. Содержит функционал по выполнению всех основных работ, заложенных в методику построения СМК: описание и регламентация |
5 | Учебные и презентационные материалы | Обучение сотрудников банка: При построении СМК в банке предусмотрены четыре вида обучения, по которым должны использоваться учебные материалы:
|
Таблица 1. «Джентельментский набор» для построения СМК в банке
Три из пяти компонентов данного набора автором уже разработаны и активно используются на практике в различных банках: методика построения СМК [2], типовая СМК коммерческого банка [1], учебные и презентационные материалы при проведении семинаров.
Программных продуктов
Среди данных пяти компонентов наиболее объемным и сложным является «Типовая СМК банка», которой и посвящена данная работа.
Типовая СМК банка — это совокупность основных компонентов СМК в документированном виде, которые разработаны специально для банковской отрасли и могут быть использованы в качестве эталона (типового успешного решения) для построения СМК.
Типовая СМК банка является эффективным инструментом и
Она применима как для построения СМК практически с нуля, так и для совершенствования уже функционирующей СМК.
Использование типовой СМК позволяет банку:
Рассмотрим механизм использования «джентльменского набора» для построения СМК в банке, который представлен в виде модели на схеме 1. Данная модель разработана в классической нотации IDEF0.
Схема 1. Механизм использования «Джентельментского набора» для построения СМК в банке
Центральным элементом данной модели является проект «Построение СМК по стандартам ISO серии 9000 в банке».
Входами для проекта являются: типовая СМК банка и учебные материалы.
Выходами (результатами) проекта являются: действующая СМК банка, сертификат соответствия СМК требованиям стандарта ISO 9001.
В ходе проекта в типовую СМК вносятся корректировки и добавляется новая информация/компоненты в соответствии со спецификой банка. Таким образом, типовая СМК становится действующей и реально работающей на практике. На основе учебных материалов проводится обучение и доведение до персонала всех необходимых компонентов СМК.
Если банк принял решение провести сертификацию СМК, то при положительном заключении сертифицирующего органа выдается сертификат соответствия СМК требованиям стандарта ISO 9001 с установленным сроком действия.
Управляющим воздействием для проекта являются: методика построения СМК и соответствующие проектные материалы (план проекта, приказы по рабочим группам и др.), а также стандарты СМК. Инструментальным средством для проекта является: программный продукт
Рассмотрим несколько ключевых понятий. СМК — это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству [3]. Данное официальное определение не является детальным, поэтому приведем следующее более подробное определение.
Система менеджмента качества — это совокупность взаимосвязанных компонентов (
Схема 2. Заинтересованные стороны СМК банка
Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон [3].
Например, качество
Интересы и требования всех заинтересованных сторон должны быть сбалансированы. Иными словами, не должно быть превалирования одних интересов в ущерб интересам других сторон. Например, руководство банка может установить завышенные показатели по продажам банковских продуктов, не обеспечив персонал соответствующей системой мотивации и ресурсами (в том числе маркетинговыми). Для достижения этих показателей персоналу придется работать с увеличенной нагрузкой, а при консультировании клиентов сообщать только положительную информацию (
В результате клиенты могут быть не всегда довольны приобретенными продуктами, а сотрудники не удовлетворены условиями работы.
Отметим, что СМК является неотъемлемой частью общей системы менеджмента банка (подробнее см. [2]) и должна рассматриваться во взаимодействии с другими системами управления банка (система управления
Архитектура СМК — это детальное описание основных компонентов СМК и их взаимодействий. Следует различать понятия «архитектура СМК» и «структура СМК». Структура СМК — это перечисление основных однотипных компонентов в виде иерархического списка (или «дерева»). В то время как понятие архитектуры СМК более комплексное и сложное.
Некоторым специалистам, которые начинают работать со стандартом ISO 9001 в проектах построения СМК, он кажется не совсем понятным и абстрактным с точки зрения банковской практики.
Чтобы понять структуру стандарта ISO 9001 и взаимосвязь требований, необходимо выделить (подчеркнуть) обязательные требования, составить и проанализировать карты требований (схема 3). Стандарт ISO 9001 построен по принципу декомпозиции,
Схема 3. Карта требований стандарта ISO 9001 (фрагмент)
Однако на практике этого недостаточно. Часто возникает еще одна проблема — интерпретация требований как в общем понимании, так и применительно к банковской отрасли. Расшифровка отдельных стандартов СМК на языке банковской отрасли часто является сложной задачей даже для подготовленных специалистов.
Например, требование п. 7.3.6 «Утверждение (валидация) проектирования и разработки»: Валидация проекта и разработки должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями (7.3.1), с целью удостовериться, что полученная в результате продукция соответствует требованиям к установленному или предполагаемому использованию, если оно известно. Где это практически возможно, валидация должна быть завершена до поставки или применения продукции.
Данное требование для банковской отрасли означает, что любой разработанный продукт должен пройти тестирование (пилотную эксплуатацию) и тщательную экспертизу перед началом его продаж. Например, разработана банковская карта, которая может быть использована в качестве электронного проездного в метрополитене (
Многие специалисты
Итак, в стандарте ISO 9001 заложена совершенно понятная и четкая архитектура СМК, обусловленная конкретными требованиями, прописанными в разделах стандарта.
Сразу следует отметить, что не все компоненты, показанные на схеме 4, требуются в стандарте ISO 9001. Многие компоненты добавлены автором исходя из специфики банковской отрасли, и их наличие обусловлено эффективным выполнением обязательных требований. Например, среди таких компонентов можно выделить: программный продукт
Любая система управления представляет собой перечень взаимосвязанных компонентов, которые обеспечивают ее функционирование. Эти компоненты объединяются в блоки.
В архитектуре СМК выделим шесть блоков (см. схему 4) в соответствии с особенностями СМК банка и требованиями стандарта ISO 9001:
Еще раз обратим внимание, что перечень компонентов СМК, предлагаемых автором, намного больше того минимума, который установлен требованиями стандарта ISO 9001. Многие компоненты включены с целью повышения эффективности СМК, использования современных технологий менеджмента и информационных технологий.
Рассмотрим компоненты каждого из шести блоков (см. схему 4).
Схема 4. Архитектура СМК (полный перечень компонентов)
Верхний уровень
Включает основополагающие документы СМК.
Политика в области качества — общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством [3].
Объем данного документа для банков обычно не превышает одной страницы формата А4. Требования к Политике в области качества закреплены в п. 5.3 «Политика в области качества» [4]. По своей сути Политики в области качества у различных банков схожи, так как содержат перечисление основных принципов, целей и задач в области менеджмента качества. Поэтому при разработке данного документа рекомендуется взять за основу типовую Политику в области качества.
Руководство по качеству — документ, определяющий систему менеджмента качества организации [3]. Объем данного документа может варьироваться от 15 до 50 и более страниц формата А4, в зависимости от принятых правил размещения информации по СМК.
Некоторые банки всю основную информацию СМК (стандарты процессов, перечни и формы документов СМК и др.) включают в Руководство по качеству, другие — размещают в Руководстве по качеству только основную информацию со ссылками на соответствующие документы.
Требования к Руководству по качеству закреплены в п. 4.2.2 «Руководство по качеству» [4] и п. 4.4 «Руководство по качеству» [5].
Автор предлагает два формата разработки Руководства по качеству.
Матрица менеджмента качества (ММК). Матрица менеджмента качества представляет собой таблицу, которая состоит из пяти столбцов:
Более подробная информация об ММК приведена в [2].
Концепция стандартизации и качества — документ, содержащий основные принятые правила и методы по стандартизации деятельности банка, шаблон стандарта процесса. Описывает области и категории качества, требования и типовые показатели по каждой категории.
Собственные требования банка к СМК. Помимо требований стандарта ISO 9001 у банка могут быть собственные требования как к СМК в целом, так и к
Положение об СМК — нормативный документ, содержащий общую информацию об СМК, описание прав и обязанностей сотрудников и руководителей структурных подразделений банка, расшифровку принципов СМК и пояснения по их применению.
Данный документ должен быть представлен для ознакомления всем сотрудникам банка под роспись, по аналогии с другими основными нормативными документами (трудовой распорядок, положение о конфиденциальности и др.).
Положение об СМК должно быть небольшого объема (2–3 страницы формата А4) и простым для восприятия, чтобы все сотрудники банка смогли с ним полностью ознакомиться, понять и применять в своей работе.
Руководство по качеству является больше техническим документом для специалистов по СМК, руководителей структурных подразделений/«владельцев»
Положение о
Для всех перечисленных документов автором разработаны типовые версии, большинство из которых включено в Типовую СМК банка [1]. Компоненты остальных пяти блоков будут рассмотрены в следующем номере.
Список использованной литературы
[1] Типовая система менеджмента качества коммерческого банка (в составе Комплексной типовой
[2] Исаев
[3] ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
[4] ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования
[5] ISO 10013:2001. Рекомендации по документированию систем менеджмента качества
Опубликовано по материалам:
Журнал Методы менеджмента качества № 11, 2010
Ноябрь 2010 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено