В статье, опубликованной на портале
Материал комментируют:
В Интернете почти нет (за исключением десятка материалов) глубоких и интересных статей по регламентации деятельности организации. Книг по регламентации также практически нет. Почему? Неужели эта тема неактуальна и не имеет практической значимости? Очевидно, что так утверждать нельзя.
Регламентация деятельности играет важную роль, причем чем больше компания, тем больше в ней документов. Но больше — не значит лучше. В данной статье сделана попытка проанализировать и дать оценку текущей ситуации в части культуры регламентации современных российских компаний.
Материал задумывался как аналитическое обобщение, а не как набор «разнокалиберных» кейсов и рецептов, которые так любят некоторые солидные журналы по менеджменту. До тех пор, пока
Не думаю, что все аргументы статьи будут восприняты положительно. Но в рамках последующего обсуждения надеюсь, что будут получены полезные ответы на поставленные вопросы.
Большие компании обладают значительными ресурсами, часть из которых может быть использована для построения эффективной системы регламентации. Однако этого не происходит. Почему? Вот некоторые соображения на этот счет:
Глядя со стороны на работу
А. Абдулхаков: «Дело не только во времени. Проблема может быть и в понимании сути регламентации. Регламентация проходит на УРА среди так называемых „процессников“, менеджеров, особенности управления которых заключаются в упорядочивании системы, в четком соблюдении некоего порядка. Отсюда рождается бюрократизированный стиль, при котором ценность регламента не в достижении результата, а в соблюдении прописанного в нем порядка. Другой типаж менеджеров, напротив, чувствует себя ограниченным в рамках регламента, не понимая, каким образом этот регламент использовать для развития. Этому типажу не свойственно соблюдение порядка в силу его коммерческой ориентированности, и, со временем, регламент воспринимается как неповоротливая машина. Таким образом обе крайности начинают конфликтовать друг с другом, не видя путей взаимопроникновения интересов. Истоки, полагаю, кроются в слабом понимании сути менеджмента.»
С. Истомин:
Задача строительства системы, «спущенная» на средний и нижний уровень решается «вечно» и неэффективно (слово «эффективность» уже набило оскомину, но не употреблять его никак не получается).
Д.Пинаев: «Основная проблема в России в том, что наши руководители вообще не управлением занимаются на рабочем месте. В России они в первую очередь диспетчера заданий и ситуативные менеджеры, решающие наиболее сложные задачи, на которые у персонала не хватает знаний или доверия руководителей. Чтобы заняться действительно управлением (приведением возглавляемой деятельности в эффективное состояние) нужно в один прекрасный день сказать: „Все, больше я не занимаюсь текучкой“, выработать правила принятия решений в нестандартных ситуациях, обучить сотрудников и делегировать им ответственность за принятие решений. Все, дальше можно заняться оптимизацией управления: проектированием
Да, как читатель уже наверняка догадался, речь пойдет о корпоративной культуре. Не могу удержаться и приведу некоторые цитаты из Интернета (да простят меня великие гуру по корпоративной культуре! Надеюсь, что они
«…Собрались несколько человек на мосту, чтобы выяснить, как можно заставить человека прыгнуть с моста.
Идет мимо американец. Ему говорят: «Гражданин, вы получите миллион долларов, если прыгнете с моста в реку. Американец требует подписания контракта и предоплаты, после чего спокойно прыгает в воду.
Идет мимо немец. Ему говорят „Вы получите миллион долларов, если прыгнете с моста“. Немец не соглашается, говорит, что у него дела, семья, обязанности. Ему говорят: „Но есть строгий приказ Вашего руководителя прыгнуть с моста“. Немец немедленно прыгает.
Идет мимо русский. Ему говорят: „Вы получите миллион долларов, если прыгнете с моста в реку“. Русский в ответ: „Чихал я на ваши миллионы“, и идет дальше. Ему говорят: „Ваш начальник приказал Вам прыгнуть с моста“. Русский: „Чихал я на начальника и на приказы“ и идет дальше. Ему говорят: „Вы знаете,
Почему так плохо о русских? В каждом народе есть бунтари и несогласные (а в некоторых — их весьма высокий процент). Скорее, вопрос в культуре конкретной организации. Состав сотрудников — это результат целенаправленного отбора. А отбор этот можно делать по вполне четким критериям. Хотим, набираем «немцев», хотим — «русских» (
Еще одна цитата с одного из сайтов про корпоративную культуру (развлекаться, так развлекаться):
«…Проще всего это сделать исходя из того, что сотрудник, которого наняла компания, должен всё делать „правильно“, или в соответствии с желаемыми параметрами. Для этого нужно запрограммировать его поведение в типичных ситуациях, а в нетипичных — обеспечить интуитивное принятие им решений, соответствующих общепринятым в компании ценностям и ведущим к достижению её целей…»
«Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «что такое хорошо, а что такое плохо?» Кто в компании знает, что такое «правильно»? Где это написано, а? А желаемые параметры? Причем для каждого человека! Идеология/религия для подавления самосознания трудящихся, зомбирование под действием премиальных, нейролингвистическое программирование, медитация для принятия интуитивных решений — любопытные рецепты создания корпоративной культуры. Далее посмотрим на средства:
«…Чтобы этого добиться, необходимо:
Это из серии почти невыполнимых рецептов — «привить чувство лояльности и сопричастности». Компартия сколько лет это прививала? А результат? «Установить, что, когда и как он должен делать» — это значит, по сути, регламентировать
«…Каналами передачи информации при этом могут быть: официальные заявления и документы, декларирующие корпоративную культуру компании, дизайн внутренних помещений, фасада и строений в целом, внутренний портал, корпоративные издания, внутрифирменное обучение и наставничество, система внутрифирменных почетных званий как часть системы нематериальной мотивации, наличие праздничных и знаменательных дат компании, корпоративные праздники и вечеринки, мастер- классы, встречи руководства с коллективом, процедура целеполагания и оценки
Ну чем вам не горком партии в период застоя? А результат — «одни слова для кухонь, другие для улиц… я держу равнение, даже целуясь…». Все это очень похоже на выстраивание «потемкинских деревень» внутри компании. Не думаю, что такие методы будут способствовать культуре работы по регламентам. На мой взгляд, Э. Деминг (не позиционируя себя специалистом по корпоративной культуре) сформулировал наиболее адекватный взгляд на принципы организации, в которой сотрудники заинтересованы в исполнении стандартов деятельности и их развитии (см. его 14 принципов).
Резюме. Корпоративная культура вполне может мотивировать сотрудников НЕ исполнять стандарты, если их формально (и неформально) поощряют за совершенно другое. Стоит ли менять корпоративную культуру? Только в том случае, если сам
А. Абдулхаков: «Тут есть еще одна проблема — понимание менеджментом новой философии управления. И, даже, понимание не дает гарантии. Например, менеджер, пройдя обучение и прочитав нужные книги, рассуждает и говорит в духе полученных знаний, но, как только, доходит до решений — как будто ничего пройдено не было, и все знания были получены напрасно. Напоминание о расхождении новых принципов с принимаемым решением вызывает, в ответ, аргументацию, доказывающую непротиворечивость принимаемого решения, и фразы, типа — нам нужно тушить пожар, а не думать о будущем, потому, что будущего, если пожар не будет потушен, может и не быть.»
База внутренних
Часто задачу актуализации регламентов поручают одному подразделению (или даже одному сотруднику!). Причем, как правило, у него и без этого много работы. В результате такой сотрудник физически не справляется с поставленной задачей.
А. Абдулхаков: «Даже если один отдел/сотрудник будет только методически сопровождать регламентацию, без самостоятельной работы всего менеджмента по улучшению, то работа никогда не будет закончена. Даже если, хотя бы
Д. Пинаев: «Ответственными за такую работу нужно делать руководителей. А сами ли они будут физически заниматься регламентами, или поручат сотрудникам, или будут пользоваться услугами выделенного подразделения — вопрос второй (но тоже важный).»
В крупных компаниях есть СПП, КПЭ, KPI и еще
С. Истомин: «Представим ситуацию: показатель, связанный с соблюдением стандартов в КПЭ. И у руководителя вопрос — наказать сотрудника, внесшего значительный вклад в доходность бизнеса за то, что он не исполнил некий регламентирующий документ?! Да, можно сказать, что по доходности тоже есть показатели и это другая составляющая, но все же? А стандарты действительно могут быть плохие, а парень молодец. Как вершить правосудие, и все ли равны? И поднимется ли рука, если за руководителем тоже есть грех? Проще не использовать
Первая причина, вероятно, является наиболее существенной. Если мы знаем, что регламенты устарели, неполны и не соответствуют реальности, то будем ли мы правы, наказывая персонал за их неисполнение? Или
А. Абдулхаков: «Вспоминаем один из принципов Деминга — изгоняйте страхи. Персонал никогда не будет заинтересован в улучшении процессов, если его поощрять или наказывать за их соблюдение. И нам потребуется армия контролеров и аудиторов, поддерживающих актуальную и эффективную систему процессов (впрочем, в этом случае, эффективность системы вызывает большие сомнения).»
Какую информацию должен содержать регламент выполнения процесса? Есть несколько разных точек зрения на этот вопрос. Как минимум, в него включают:
Гораздо реже в регламент включают описание ресурсов (количество требуемых сотрудников, оборудование
Однако, очень редко регламенты процессов построены с учетом реальной трудоемкости выполнения соответствующих операций и загрузки сотрудников, выполненной с учетом нормативов.
Пример. Выполняется описание процессов некоторого отдела. На выходе получается два десятка графических схем и несколько регламентов. В результате, если следовать регламентам, каждый сотрудник участвует в нескольких процессах. Но физически его рабочий день ограничен. Какие операции, и каких процессов он успеет выполнить? Если не успеет, то на какой срок он может отложить работу? Без нормирования и расстановки приоритетов на эти вопросы ответить почти невозможно. При последующем внедрении полученного комплекта регламентирующих документов возникает ситуация, когда сотрудники не успевают выполнять ключевые требования
Описание процессов при условии тщательно проработанных нормативов может дать реальную картину загрузки персонала и указать на необходимость… увеличения штата отдела (или наоборот, что половину сотрудников надо уволить). Этот вывод не очень порадует руководство, которое хотело бы «обеспечить выполнение регламентов» силами существующего штата сотрудников.
Для выполнения нормирования нужны квалифицированные специалисты, нужно время на замеры
Вероятно, это одна из существенных причин возникновения «неработающих» регламентирующих документов.
А. Абдулхаков: «Вопрос создания нормативов отдельная большая тема. На какие показатели ориентироваться? Что считать хорошими показателями, а что недостижимыми? Полагаю, без статистических методов здесь не обойтись.»
Приведу цитату с сайта «Национального союза кадровиков», которая показалась мне интересной:
«…Регламентация труда является основным средством организации трудовых процессов, с помощью которого обеспечивается достижение результатов, поставленных перед коллективом. Регламентация означает установление и строгое соблюдение определенных правил, нормативов и стандартов, в соответствии с которыми осуществляется деятельность персонала. Регламентация трудовой деятельности работников неразрывно связана с нормированием труда — процессом исследования, проектирования и установления необходимых затрат и результатов труда, а также оптимальных соотношений между численностью работников различных категорий и групп. Нормы труда в конечном счете устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда (
Итак, регламентация деятельности без нормирования вызывает вопросы.
С другой стороны, нормирование без «проработки»
Сами по себе стандарты ИСО на систему менеджмента качества являются довольно ценными методическими документами. Однако их практическая реализация не дает ожидаемого эффекта. Об этом многие писали и продолжают писать. Здесь же хотелось бы обратить внимание читателя на тот факт, что часто регламенты, написанные в рамках системы менеджмента качества, являются слишком общими. Когда их читаешь, вроде все кажется правильным, но что конкретно надо делать, не понятно. Для таких регламентирующих документов (формально «правильных», но слишком общих) — подобрал термин «исотизированные». Необязательно это регламенты системы менеджмента качества. В организациях хватает и других слишком общих документов. Приведу некоторую цитату — руководитель компании делится информацией о своей базе регламентирующих документов:
«…Нарушение правил проверки технического состояния может привести к серьезным проблемам. Поэтому практически у каждого сотрудника есть инструкции, благодаря чему он четко представляет свое место в процессе. Регламенты работы нашей службы сервиса в основном взяты из ГОСТов или других нормативных актов, в которых уже расписаны действия на все случаи жизни; лишь некоторые инструкции были ужесточены с учетом современной ситуации и более высокого уровня развития техники… однако описание процесса не подразумевает четкой инструкции: «включить газоанализатор», «подойти к газовой подстанции»
Какова практическая ценность таких регламентов, которые не понятно когда, как и кто должен исполнять? Можно иметь сто ГОСТов, но ни одного реального внутреннего операционного регламента, полезного при конкретном выполнении работы.
С. Истомин: «Подобных стандартов известно много. Каждый сделал свой кусочек работы, а результат не кому не нужен. Все правы, а процесс не работает. Документы красиво подшиты и лежат в шкафах… Подобные труды, похожи на курсовые работы студентов: все правильно, а на практике не применишь.»
В ряде компаний регламентация процессов производства достигает 90–100%,
«…
Внешние требования (ограничения) предопределяют наличие ряда регламентирующих документов. Чем более жесткими являются проверки, осуществляемые внешними контролирующими органами, тем более «работоспособными» являются эти документы. Однако, они так же подвержены устареванию, могут плохо актуализироваться и проч.
Но в данном контексте хочется обратить внимание читателя на другой аспект. Приведу пример. В некоторой производственной компании процессы производства регламентированы на 100%, процессы складского хранения на 80%. Но степень регламентации процессов управления и развития близка к 0%.
Например, такие процессы как «Планирование рекламой компании» или «Принятие решение об инициации проекта разработки нового вида продукции» не регламентированы и выполняются «по понятиям». Это означает, что ключевые решения по распределению бюджета принимают без достаточного обоснования, подчас интуитивно. Последствия такого подхода понятны.
Отсутствие регламентации процессов маркетинга, сбыта, развития ведет к потерям
Особенно стоит подчеркнуть отсутствие регламентов управления, выполняемых руководителями. «На верхнем уровне» кроме нескольких общих положений, схемы орг. структуры и должностных инструкций руководителей может вообще ничего не быть! Деятельность по принятию решений не регламентирована. Решения каждый раз принимаются по разным алгоритмам. Они «непрозрачны»
А. Абдулхаков: «Аргументация менеджеров сводится к тому, что маркетинг, управление
С. Истомин: «На мой взгляд, регламентация процессов управления уходит на второй план по ряду причин:
Как итог, многими регламентация воспринимается как рутина, отчетность, а не как инструмент управления. При этом цена управленческой ошибки много выше, чем в области производства.»
В целом, в крупных и средних компаниях отсутствует СИСТЕМА стандартизации (регламентации) деятельности. Другими словами, решение задач регламентации не является системным. Присутствуют отдельные фрагментарные элементы, недостаточно эффективно интегрированные между собой. Отсутствие системности проявляется, например, в следующем:
С точки зрения автора статьи СИСТЕМА регламентации может представлять собой комплекс следующих элементов:
Рабочее определение системы стандартизации
В рамках статьи хотелось бы обсудить некоторый неадекватный, с точки зрения автора, взгляд на систему регламентирующих документов компании.
Приведу пример, найденный на одном из сайтов в интернете. Некоторые консультанты рекомендуют придерживаться в компании следующих уровней регламентации.
Регламентация общей управленческой деятельности:
Регламентация функциональной деятельности:
Регламентация операционной деятельности:
Что мне не нравится в такой структуре?
Из приведенной выше структуры складывается впечатление, что для «верхнего уровня управления» должны существовать обобщенные регламенты, содержание схемы из «модели верхнего» уровня. Это не так. Любой руководитель выполняет конкретные процессы, состоящие из операций так же, как и любой рядовой сотрудник. Только это не просто процессы, а процессы управления. Их можно структурировать и описать в виде детальных кроссфункциональных схем. Вопрос только в том, как адекватно выявить операционные процессы управления верхнего уровня. Мы делаем это на основе контуров управления: ежегодного, ежеквартального, ежемесячного, еженедельного, ежедневного.
Вообще, ошибочным является мнение, что для «процессов верхнего уровня» нужно формировать «регламенты верхнего уровня». Регламенты могут быть только конкретными (всё остальное — это политики, декларации, заявления и тому подобные «
Те, кто разрабатывают «регламенты верхнего уровня», получают «исотизированные» нормативные документы, вместо четких и понятных регламентов выполнения работы. Компании нужна адекватная архитектура
Д. Пинаев: «Регламенты верхнего уровня важны: они описывают структуру и базовые принципы функционирования
«Если мы не можем добиться исполнения регламентов, давайте „загоним“ наши
А. Абдулхаков: «Потом оказывается, что в систему „забили“ старую логику процессов, или не поняли логики, заложенной в электронную систему изначально. В итоге, либо в системе начинают работать неэффективные алгоритмы, либо организация ломает свою, годами сложившуюся, систему под навязанные алгоритмы, что, впрочем, может быть, и лучше, но не хорошо в целом, поскольку последствия такого стресса для компании непредсказуемы. А если бы вначале все было стандартизировано, то проблем было бы намного меньше. К слову, специалисты служб
На смену одним подходам к автоматизации приходят другие, например ACM (Adaptive Case Management), предполагающей достаточно свободный ход выполнения процесса, главное — чтобы на выходе был получен нужный результат. Что дальше? Задача разработки, внедрения и контроля исполнения регламентов никуда не денется. Поэтому нужно комплексно и системно подойти к ее решению. Вряд ли государство сможет в ближайшей перспективе всерьез заняться этой задачей, а поставщиков софта она мало интересует. Поэтому автор инициировал создание ассоциации по стандартизации (регламентации)
Эта организация поставит одной из своих целей анализ лучших практик и разработку комплексных методик для создания и совершенствования СИСТЕМЫ стандартизации (регламентации) деятельности российских организаций. На основе полученных наработок могут быть созданы соответствующие учебные курсы для ВУЗов и программ MBA.
Октябрь 2011 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено