Результаты исследования по организационному развитию, процессному управлению и ИТ

Публикации
Поделиться:

Роман Исаев

Эксперт по организационному развитию, процессному управлению, информационным технологиям в бизнесе

Партнёр ГК «Современные технологии управления»

Руководитель проектов, бизнес-тренер, сертифицированный специалист Business Studio

Автор 11 книг и более 60 публикаций в научно-практических журналах

Автор и разработчик моделей и модулей для системы Business Studio, которые на протяжении многих лет активно используются в ведущих российских и международных организациях

В течение 2022 года в телеграм-канале (сообществе) «Бизнес-аналитики, системные аналитики, специалисты по рискам и ИТ» [1] автор проводил большое исследование, состоящее из 10 опросов на актуальные профессиональные темы. В опросах участвовали сотрудники организаций из разных отраслей и сфер деятельности: бизнес-аналитики, системные аналитики, руководители проектов, ИТ-архитекторы, специалисты по менеджменту качества, операционным рискам, информационным технологиям (автоматизации процессов). Суммарное количество уникальных участников опросов более 500 человек.

Результаты проведённого исследования можно использовать

  • как весомые аргументы в совещаниях и переговорах
  • как материалы для отчётов, презентаций или публикаций
  • для управления проектами в организации (планирование, выполнение, контроль)
  • для управления бизнес-процессами
  • для планирования собственных рабочих задач
  • для планирования повышения квалификации, профессионального и карьерного развития
  • для понимания текущей ситуации и тенденций по указанным выше профессиональным областям
  • в научно-практических целях

Рассмотрим последовательно полученные результаты и выводы. У разных опросов есть только один вариант выбора или множественный выбор (несколько вариантов), поэтому суммарные проценты могут не равняться 100. Такая особенность алгоритмов приложения (ИТ-системы). Все опросы продолжаются бессрочно, можно проголосовать, найдя их через поиск в телеграм-канале [1], и посмотреть самые актуальные результаты.

Рис. 1. Опросы 1-2

Рис. 2. Опросы 3-4

Рис. 3. Опросы 5-6

Рис. 4. Опросы 7-8

Рис. 5. Опросы 9-10

Выводы по каждому опросу

Номер в списке соответствует порядковому номеру опроса (1-10).

  1. Организации разрабатывают модели бизнес-процессов в первую очередь для целей регламентации, обучения сотрудников, автоматизации (ИТ).
  2. Самые популярные стандарты и методологии менеджмента и организационного развития: Agile (Scrum, Kanban), BPM CBOK, ISO 9000.
  3. Самые распространённые должности в организациях (из предложенного списка): ИТ-архитектор, директор по организационному развитию, директор по операционным рискам, директор по качеству. Хотя часть сотрудников ответили, что в их организациях нет должностей, связанных с развитием и современными технологиями управления. Возможно, это представители малого и среднего бизнеса.
  4. Должности, на которых работают большинство участников опросов: бизнес-аналитик (бизнес-архитектор), специалист по стратегическому и организационному развитию, специалист по рискам, системный аналитик (ИТ-архитектор).
  5. Оптимизировать бизнес-процессы и корпоративную архитектуру организации должно центральное управление процессов и руководители всех подразделений. Вариант «внешняя консалтинговая компания» имеет 0%, но подразумевается, что внешние консультанты необходимы в любом случае — см. следующий пункт 6.
  6. Роль внешних консультантов в проектах организационного развития, оптимизации бизнес-процессов, автоматизации должна заключаться в экспертном сопровождении проектов (от начала до конца), включая обучение персонала. При этом основные работы по проекту должны выполнять штатные сотрудники организации.
  7. Несмотря на то, что во многих организациях проекты и задачи по организационному развитию и описанию / оптимизации / автоматизации бизнес-процессов выполняются на постоянной основе, средняя скорость внедрения изменений остаётся низкой (51%). Вариант «высокая» только 14%.
  8. Примерно половина участников опросов пробовали запускать проекты организационного развития и оптимизации бизнес-процессов в своих организациях, но не получили поддержки или необходимых ресурсов.
    При этом 29% организаций успешно выполнили данные проекты и продолжают активно развивать (актуализировать, поддерживать) полученные результаты.
  9. Большинство сотрудников разрабатывают нормативные документы (для процессов, ИТ, персонала, рисков) вручную. Но 30% уже перешли на автоматическое формирование документов (например, с помощью Business Studio).
  10. Главными способами повышения квалификации для сотрудников всегда были и остаются: профессиональная литература (книги) и вебинары (курсы). Также с каждым годом набирают популярность профессиональные конференции, например «Проектирование бизнес-архитектур».

Общие выводы и рекомендации

Для повышения эффективности выполнения проектов и задач организационного развития, автоматизации и цифровой трансформации, оптимизации бизнес-архитектуры и ИТ-архитектуры, а также для увеличения скорости внедрения изменений автор предлагает следующие рекомендации и инструменты.

  • Современные программные продукты бизнес-моделирования, например Business Studio.
  • Отраслевые референтные (эталонные) модели, примеры успешных и проблемных проектов, например [2].
  • Сборники готовых нормативных документов и форм документов для любых видов задач и профессиональных областей, например [3], [4], [5]. Применяются во многих организациях для того, чтобы ускорить разработку или актуализацию документов (не разрабатывать их «с нуля» самостоятельно), внедрять самые актуальные методики и технологии, исполнять требования стандартов, законодательства и регулирующих органов.
  • Учебно-практические материалы, размещённые в открытом доступе в телеграм-канале [1]. История (архив) всех материалов полностью доступны для всех пользователей, включая функцию поиска и группировку по типам (МЕДИА/MEDIA, ФАЙЛЫ/FILES).
  • Методы вовлечения в проекты персонала из подразделений и командообразования, назначение ответственных бизнес-аналитиков и системных аналитиков в подразделениях, постоянные консультации.
  • Семинары (обучения), применение онлайн-тренажёров и тестов.
  • Системы мотивации, мероприятия повышения корпоративной культуры, методы тайм-менеджмента (управление временем) и повышения личной эффективности.
  • Постоянная обратная связь от сотрудников (участников бизнес-процессов), конкурсы идей и инноваций.
  • Лидерство и поддержка со стороны высшего руководства организации.
  • Создание и расширение центрального штатного подразделения по управлению бизнес-процессами, организационному развитию, проектированию и развитию бизнес-архитектуры.
  • Создание и расширение центрального штатного подразделения по управлению ИТ-архитектурой и цифровой трансформации.
  • Системный подход, построение комплексной цифровой модели организации (корпоративной архитектуры) на единой ИТ-платформе и базе данных.

Рекомендуемая литература и источники информации:

  1. Телеграм-канал (сообщество) «Бизнес-аналитики, системные аналитики, специалисты по рискам и ИТ».
  2. Исаев Р. А. 60 примеров успешных и проблемных проектов организационного развития.
  3. Большая библиотека бизнес-аналитика и специалиста по бизнес-процессам.
  4. Большая библиотека системного аналитика и ИТ-архитектора.
  5. Большая библиотека риск-менеджера и специалиста по операционным рискам.

Декабрь 2022 г.

Поделиться:

Рекомендуемые материалы по тематике