Процессный подход к управлению становится в российских компаниях все популярнее. Коммерческий директор компании Kleam&Bros Денис Клименко на собственном опыте убедился, что при его внедрении трудно обойтись без помощи профессиональных консультантов. О том, на что следует обратить внимание при выборе консультантов и как в итоге удалось оптимизировать систему управления компании, Денис Клименко рассказал
О проекте:
«Управление из первых рук» — совместный проект портала
Основная цель нашего проекта — поднять отечественный менеджмент на новый уровень, тщательно собирая и анализируя практики управления. Поделиться своими знаниями и ответить на самые актуальные вопросы об управлении и бизнесе мы приглашаем управленцев, обладающих уникальным опытом. Каким образом им удается воплотить в реальность передовые управленческие идеи, как преодолеть возникающие препятствия, как строить взаимоотношения с собственниками бизнеса — реальный опыт в этих вопросах бесценен, и вряд ли Вам удастся найти его в учебниках.
— Денис, вы являетесь коммерческим директором компании, которую можно отнести к категории среднего и малого бизнеса. Традиционно считается, что вопросы организационного развития и оптимизации системы управления наиболее актуальны для крупных корпораций, однако пример вашей компании опровергает подобную точку зрения. Чтобы лучше понять, как вы пришли к идее внедрения процессного подхода, скажите несколько слов о вашей компании: чем занимаетесь, сколько лет на рынке?
— С 1997 года мы занимаемся поставкой обивочных материалов со всего мира. У нас есть опыт работы практически со всеми странами, которые производят ткани и обивочные материалы, сотрудничаем со всеми крупными известными российскими производителями мягкой мебели, также отгружаем продукцию в страны СНГ — Казахстан, Белоруссию, Украину. Работаем в Москве: поскольку мы специализируемся на товаре средней и высокой ценовой категории, то открытие представительств оказалось нецелесообразным: содержать склады в регионах нерентабельно, так как там пока нет достаточного оборота по дорогим продуктам.
По размеру компания небольшая — сейчас у нас работает около 100 человек, но по количеству сотрудников в нашей отрасли мы сейчас в первой тройке. Из основных отечественных
— Итак, изначально вы пришли на рынок, где уже существовали крупные игроки. Как вы рассчитывали отвоевать свое место?
— На тот момент у нас было нестандартное предложение: мы были первыми, кто начал в системном порядке привозить дорогие ткани на российский рынок. Еще в течение трех лет после нашего появления ни один из наших
Практика показала, что это было правильное решение, и сегодня многие активно занимаются поставками товара этой ценовой категории.
— Вам удалось найти и занять свободную нишу. Это можно назвать классическим подходом к освоению рынка. А что привело вас к необходимости использовать новые технологии в управлении бизнесом?
— Это произошло достаточно логично и было обусловлено, прежде всего, темпами роста. До 2008 года наши объемы увеличивались быстрыми темпами: рос и ассортимент, и количество клиентов, и сотрудников. В определенный момент мы столкнулись с тем, что эффективно управлять тем количеством процессов, которые у нас существуют, без изменения системы управления невозможно. Первый запрос на трансформацию системы управления был именно от руководства компании. Он был вызван чувством того, что контроль уходит: мы уже не успеваем все контролировать с тем качеством, с которым это делали, когда объемы и количество персонала были меньше. Поэтому мы начали искать, что же делать, советоваться — к этому времени уже был опыт общения в
— Вы сейчас привели основные тезисы процессного подхода к управлению. Понимание бизнеса как некоторой системы процессов, которая преобразует ресурсы в востребованный потребителем результат, получает все большее распространение в отечественной
— Как и многие, мы все «пробуем на зуб». Мы самостоятельно взялись за дело, некоторые сотрудники даже сами освоили специализированную нотацию IDEF0. Со временем мы пришли к тому, что полноценное описание процессов — это достаточно объемный труд, который занимает много времени, а мы — быстрорастущая компания, и у нас фактически не хватает человеческих ресурсов. Считаю, что наши самостоятельные попытки остались неудачными, в том числе, и
— Действительно, хотя процессный подход уже не является «новым словом» в управленческой науке, переход к управлению процессами далеко не всегда проходит легко и непринужденно, ведь необходимо серьезно трансформировать систему управления. С какими еще проблемами вам пришлось столкнуться на этапе самостоятельной работы?
— Как я уже сказал, было недостаточно человеческих ресурсов, но также нам не хватало и знаний. На первых порах использовали Excel, Project Manager, из специализированных программ — BPWin. За знаниями мы отправились, как водится, на просторы Интернет. Я не являюсь специалистом по описанию процессов, поэтому для меня было важно найти понятную методику, удобный и доступный инструмент, а также организовать обучение процессному управлению. Основной целью мы ставили повышение управляемости компании с точки зрения
— Цели поставлены амбициозные, но в то же время, на мой взгляд, вполне практичные и понятные любому бизнесмену. Сегодня реализацию проекта сопровождает команда консультантов, помогая снять наиболее острые проблемы, о которых вы сказали. Но наверняка
— В первую очередь сложности состоят в организации работы, а также в правильной, грамотной мотивации сотрудников для того, чтобы они заинтересованно работали над этим проектом. Для многих из них изначально это не совсем понятное направление работы: они должны сами организовать собственную деятельность, прописывая эти процессы. Это почти то же самое, что попросить сотрудника самого написать себе должностную инструкцию. Поскольку мы не хотим, чтобы этот проект был
— Вы сказали, что наиболее сложно замотивировать сотрудников. Поделитесь, как вы это делаете?
— Для меня мотивация — это, прежде всего, понимание. У нас компания небольшая, поэтому мы имеем возможность в течение дня пообщаться со всеми участниками проекта. Прелесть небольших компаний заключается в том, что руководитель может сам объяснить необходимость определенных мероприятий сотруднику и получить от него обратную связь «
— Как организованы работы по проекту со стороны заказчика?
— Проект курируется непосредственно мной, также в нем задействованы практически все линейные руководители компании — девять человек, которые непосредственно участвуют в описании процессов. Организует процесс и «курирует кураторов» команда консультантов под руководством Владимира Репина.
— Учитывая, что у вас был опыт самостоятельной работы, как вы оцениваете роль консультантов?
— Консультанты — это распространители знаний: они несут в компанию новые знания, новые технологии и новые инструменты. Соответственно, от уровня знаний консультанта многое зависит. Есть консультанты, которые просто рассказывают и показывают, а есть те, которые становятся партнерами компании на достаточно долгое время. Как раз такие своей работой заслуживают то, что их потом рекомендуют знакомым. Это консультанты, которые находят в себе силы и возможности не просто распространять информацию о технологиях, но и внедрять их. Я думаю, что именно это сейчас самое ценное на рынке. Самое важное — это грамотная и четкая поддержка внедрения: организация процесса, его постановка. Я на 100% уверен, что без участия команды BPM3 мы не продвинулись бы так за прошедшие полгода. У нас не было технологии и опыта реализации проекта, и для нас очень ценно, что партнеры делятся своими наработками.
— Расскажите, что было сделано за полгода?
— Мы сейчас находимся, пожалуй, в первой половине, поскольку цели и задачи проекта серьезные. В том числе мы ставим целью изменение
Мы рассчитываем, что процессный подход станет нашим рабочим инструментом, именно для этого мы установили систему моделирования Business Studio, обучаем руководителей процессному подходу, и в дальнейшем все изменения и предложения по модернизации бизнеса мы планируем отрабатывать на
— Поясните подробнее, как вы пришли к идее скомбинировать проектный и процессный подходы? Признаться, мысль довольно неожиданная…
— В моем видении, именно в сочетании процессного и проектного подхода есть суть нашего бизнеса. Процессы объективно присутствуют в нашем бизнесе, они протекают во времени, и хочется сделать их более понятными для себя и коллег. Точно также и проекты — мы их реализуем, и мне видится, что нужно это формализовать, сделать более понятным и эффективным. Проекты у нас развиваются в процессах: внедрение нового продукта для каждого крупного клиента — это, фактически, отдельный проект. Мы работаем в сегменте b2b, поэтому у нас не тысячи, а сотни клиентов. А фабрик, которые производят дорогую, качественную мебель и являются для нас
— Идея интересная и вполне обоснованная, остается ее успешно реализовать. А если говорить о сроках внедрения процессного подхода в компаниях вашего масштаба, по вашему опыту, на какую длительность проекта следует ориентироваться руководству?
— Очень много зависит от сложности и длины самих процессов. У нас они многооперационные. Если взять от начала до конца, то это до 30 операций. И это один процесс, а таких много, и они разные. Поэтому многое зависит от сложности процессов и от желаний заказчика по уровню детализации. Например, мы стремимся описать их по максимуму, в том числе, для дальнейшей автоматизации части из них, поэтому описание получается достаточно детальное. Надо отметить, что наши консультанты сразу оградили нас от желания описать ВСЕ процессы, за что мы им благодарны. Правда, сформировав на первом этапе систему процессов, мы туда включили исчерпывающий список — как ключевые, так и вспомогательные процессы и так далее, мало того, мы еще постоянно его дополняем. Так что можно сказать, что аппетит приходит во время еды.
— Какие нюансы вы, как заказчик, отметили бы во взаимодействии с консультантами?
— При общении с консультантами — с теми людьми, которые помогают тебе лучше понять бизнес, лучше организовать и развить его — очень важно взаимопонимание и единство целей, то есть единое понимание путей развития отрасли.
Честно говоря, мы много общались с консультантами разного уровня и разных типов. Сейчас такое время, что отрасль поддержки бизнеса еще молода, как и сам бизнес в России, поэтому этот рынок достаточно непрозрачный, непонятный для пользователей и клиентов — для тех, кто развивает реальный бизнес. И при выходе на этот рынок надо это обязательно понимать. Очень многие мои знакомые, коллеги, друзья, которые пользовались услугами консультантов, попробовали 2–3 раза
— Какие критерии вам удалось выработать для себя?
— Мы люди достаточно простые. В первую очередь, для нас важно понимание того, что внедрение своей технологии люди для нас выстраивают, то есть у них есть система, которая нам понятна. Эта система не должна быть
Есть еще второй фактор — сама цена и условия оплаты услуг. Если консультант при внедрении ни под каким соусом не соглашается ставить уровень своей оплаты в зависимость от конкретного результата, складывая в данной ситуации всю ответственность на заказчика, то я считаю, что ему неинтересно внедрять свою технологию. А нам нравится работать с людьми, которым интересно, потому что нам самим интересно!
Март 2012 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено