Доклад Елены Савосиной на первой отраслевой кейс-конференции «Бизнес-процессы банка: оптимизация и инновации», прошедшей 16 февраля 2018.
Ключевые тезисы выступления:
Внедряемые в Банке технологии (Agile, Scrum, Lean) призваны обеспечить возможность быстрых изменений внутренней среды. Какое место при этом уделяется изменениям внутренней нормативной базы? Как создать такую структуру НРД, которая способна поддерживать гибкую «перестройку»
Мы живем в стремительно меняющемся мире. То, что еще вчера казалось всем невероятным и фантастическим, сегодня уже появляется на рынке и идет в промышленную эксплуатацию. Основным фактором успеха становится скорость. Скорость изменений. Если раньше выигрывал тот, кто предлагал лучший продукт, то теперь — тот, кто предложит продукт быстрее.
Именно поэтому в настоящее время все больше внимания уделяется новым технологиям управления, позволяющим обеспечивать необходимые скорости изменения продуктов, технологий и компаний в целом. Многие организации сейчас занимаются внедрением и развитием технологий управления, получивших название «гибких» — таких как Agile, Scrum, Kanban, Lean.
Меняется и само восприятие компании. Модели, где организация воспринимается как единый механизм, где каждый сотрудник служит винтиком большой системы, постепенно уступают место восприятию организации как семьи с едиными ценностями и даже как живого организма, где каждый сотрудник — значимый элемент. Именно такие организации назвал «бирюзовыми» Федерик Лалу в своей книге «Открывая организации будущего». Эффективность и конкурентоспособность такой модели доказали уже многие компании с мировыми именами. Их основой является самоорганизация, при которой для осуществления
Организационную платформу для реализации «бирюзовой» идеологии как раз и дает внедрение гибких технологий, предполагающих командную работу, самоорганизацию
Представим ситуацию. В
Любая организация является совокупностью
Откуда приходит мысль, что процесс нужно менять? Что нужно сделать, чтобы поменять процесс? Рискну предположить, что основным источником изменений процесса в большинстве банков являются контролирующие органы или команда высшего руководства, а чтобы изменить процесс, нужно пройти множество итераций согласований внутренней документации. Только после этого изменения вступят в силу и начнут реализовываться на практике.
О какой скорости здесь может идти речь? На выходе мы, скорее всего, получим документ, изобилующий сложной терминологией и описанием действий в ситуациях, которые никогда не возникали до этих изменений, не случатся и после. Будут ли непосредственные исполнители работать с этим документом? Ведь в первую очередь все изменения воплощают на практике именно они, и они должны понимать, как им нужно работать.
Недавно проведенный нами опрос содержал всего два вопроса: «Что Вы делаете, когда у вас возникают трудности в понимании процесса?» и «Как можно улучшить регламенты процессов?».
Результаты опроса были ожидаемыми. Большинство сотрудников банка (44%) при возникновении трудностей обращаются к коллегам или руководителю, а значит, отвлекают их от их работы. Лишь 29% сотрудников обращаются к регламентам процессов. При ответе на вопрос, как улучшить регламенты, мнения разошлись, но в целом можно сделать вывод, что имеющаяся версия документов требует изменений. Наглядно результаты опроса приведены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты опроса сотрудников
Нужно добавить, что на момент опроса регламент представлял собой табличное описание процесса от начала до конца с детальным определением действий всех исполнителей и картой
Итак, мы поняли, что надо меняться. Изменения начали не с изменения способа описания, а с того, что именно описывать. То есть мы подошли к созданию иерархии процессов.
Новая иерархия процессов предполагает выделение нескольких уровней процессов по принципу от большого к малому. На верхнем уровне выделяются классы
За каждым уровнем иерархии устанавливается ответственность за процессы или процесс, происходящий на данном уровне (за исключением классов процессов, поскольку здесь ответственность несет первое лицо организации, и групп сквозных процессов, так как данный уровень группировки носит скорее номинальный характер для удобства восприятия). Подробнее это показано на рис. 2.
Рис. 2. Иерархия бизнес-процессов
Моделирование процессов производим в системе Business Studio, поэтому практический пример рассмотрим на ее основе (рис. 3).
Рис. 3. Пример иерархии процесса
Непосредственно моделирование процессов начинается с четвертого уровня — уровня сквозных процессов. На карте сквозного процесса отражаются этапы, входящие в данный процесс, владельцы этих этапов, входы и выходы каждого этапа. Таким образом, карта сквозного процесса дает представление о том, из каких этапов состоит процесс и кто отвечает за каждый этап. По карте сквозного процесса мы можем судить только об общем ходе процесса и видеть, какие потоки данных или документов проходят между этапами, но не можем понять, что происходит внутри этапов, каким образом вход этапа преобразуется в выход.
Для понимания действий внутри этапа моделируется карта пятого уровня — карта этапа сквозного процесса. На ней отражаются: функциональные роли; сотрудники, участвующие в исполнении этапа, и их функции; потоки информации между ними. Дополнительно может отражаться время исполнения функций.
Карта этапа ограничена входом и выходом. Эти ограничения задаются сверху, из карты сквозного процесса. Другими словами, этап получает определенный вход с карты сквозного процесса. Вне зависимости от того, как построен процесс внутри этапа, в результате процесса должен получиться именно тот выход, который обозначен на карте сквозного процесса. Этот выход, в свою очередь, будет служить входом для следующего этапа сквозного процесса.
Основное правило, которым следует руководствоваться при построении карт, — чем ниже уровень иерархии, тем детальнее карта
Итак, мы получили описание процесса на различных уровнях иерархии и закрепили ответственных за каждый уровень. Отметим, что чем ниже уровень иерархии процесса, тем ниже (с точки зрения организационной структуры) уровень лиц, отвечающих за него.
А с кем теперь нужно согласовать изменения в действиях одной функциональной роли в рамках выполнения одного этапа сквозного
Таким образом, чем ниже уровень изменений, тем ниже уровень согласующих лиц, а значит, тем быстрее эти изменения будут воплощены в жизнь.
Давайте рассмотрим, как на практике происходит моделирование процесса с учетом изложенной методологии.
Моделирование начинается со сквозного процесса: определяются этапы, владельцы этапов, требования владельцев к входам и выходам. При этом, как бы нам ни хотелось в наш век цифровых технологий и безбумажного документооборота смоделировать все в Business Studio и согласовать через систему электронного документооборота, практика показала, что очное совместное моделирование сквозного процесса на бумаге или стикерах командой, состоящей из владельцев этапов, происходит намного быстрее и продуктивнее.
Кроме того, несмотря на поверхностный уровень моделирования, без деталей, именно при таком подходе
После утверждения карты сквозного процесса переходим к моделированию этапов сквозного процесса. При этом мы уже имеем установленные входы и выходы этапа,
При этом владелец сквозного процесса может установить определенные требования (общее время этапа, общие трудозатраты на этапе
После того как все исполнители этапа совместно с владельцем и
Так моделируются все этапы сквозного процесса. На практике часто возникает ситуация, когда после моделирования сквозного процесса осуществляется моделирование не всех его этапов, а только самых проблемных, по мнению процессной команды. Относиться к этому можно
Кроме того, при моделировании этапов сквозного процесса нередко приходит понимание, что были неверно выделены этапы (думали, что этап один, а при внимательном рассмотрении их там оказалось целых три). В этом случае вносятся изменения в карту сквозного процесса.
При необходимости может осуществляться моделирование отдельных функций в рамках этапов процесса. Данное моделирование производится только на уровне непосредственных исполнителей и не требует согласования, поскольку выполнение функции ограничено рамками, установленными на этапе процесса (что поступило на вход, что должно получиться на выходе, сколько времени отводится на выполнение и, возможно, какие информационные системы при этом задействованы).
Итак, мы определили класс процесса, направление, группу сквозных процессов, смоделировали карту сквозного процесса и карты этапов процесса. Встают следующие вопросы: какими нормативными документами все это должно закрепляться, кто их должен утвердить, кто должен согласовать?
Для ответов на эти вопросы мы разработали иерархию внутренних нормативных документов, соответствующую иерархии процессов. Суть заключается в том, что каждый уровень иерархии процессов описывается соответствующим нормативным документом. Конечно, можно написать политику кредитования, которая будет включать в себя все: от принципов кредитования (возвратность, срочность, платность) до действий конкретного кассира при выдаче кредита наличными. И зачастую методологи, которые разрабатывают нормативную документацию, именно к этому и стремятся, аргументируя тем, что «будет один документ, в котором все описано», «не стоит плодить лишние документы»
Но для кого этот документ? Для руководства? Вряд ли руководство, прочитав такой документ, сможет сформировать представление об общем ходе процесса. Для исполнителей? Едва ли одному исполнителю (тому же кассиру) нужно знать, как именно осуществляет свои функции другой исполнитель (например, как заводит кредитную заявку кредитный менеджер).
Скорее всего, создав такой документ, в итоге вы получите следующую картину: руководство будет говорить, что процесс у вас запутанный и непонятный, а у кассира на столе вы найдете несколько распечатанных страниц из всего документа, где маркером будут выделены только его действия. Не лучше ли дать каждой из заинтересованных сторон то, что ей нужно: руководству — документ, где будет описано общее видение процесса, без деталей, а исполнителю — четкую инструкцию?
Кроме того, при необходимости внести изменения в такой большой всеобъемлющий документ, процесс их согласования вряд ли пройдет быстро. В результате небольшие изменения в функциях того же кассира потребуют нескольких месяцев согласования со многими службами банка.
Поэтому, на наш взгляд, более правильной структурой здесь будет создание верхнеуровневого документа, описывающего общие принципы кредитования, что будет соответствовать направлению деятельности в иерархии процессов. Такой документ должен быть утвержден на самом высоком уровне, так как задает общие правила. Далее разрабатывается, например, положение о кредитовании физических лиц, которое соответствует группе сквозных процессов и задает общие правила осуществления процессов этой группы, при этом заданные правила не противоречат вышестоящему документу.
Затем создаются регламенты осуществления конкретных видов кредитования физических лиц — потребительского, ипотечного, автокредитования
На рис. 4 представлен пример регламентации процесса ипотечного кредитования. Поскольку названия должностей в разных организациях различны, то для удобства восприятия будем считать уровень согласующих уровнями подчинения от первого лица.
Рис. 4. Пример регламентации процесса ипотечного кредитования
В результате внедрения описанной методологии мы получим существенное увеличение скорости изменения процессов и регламентирующих документов. Поскольку классы процессов у нас не меняются, направления деятельности и группы сквозных процессов весьма статичны и меняются крайне редко, то, несмотря на то что для их изменения также требуется согласование с достаточно большим кругом согласующих лиц и утверждение происходит на высоком уровне, затраты на такие изменения оказываются несущественными.
Новые сквозные процессы появляются чаще, но если появились, то их этапы сравнительно постоянны, чего не скажешь о функциях внутри этапов, которые меняются регулярно. Однако применяемая методология позволяет менять эти уровни процессной иерархии без существенных затрат времени и ресурсов согласующих и утверждающих лиц. С помощью предложенного метода можно вносить постоянные улучшения в процессы без необходимости длительных разработок и согласований, не вовлекая в эту работу огромные человеческие ресурсы. Изменения производятся командой соответствующего процесса самостоятельно.
Здесь необходимо отметить важность роли
Рис. 5. Сокращение стоимости и сроков изменения процесса
В целом результаты внедрения описанного подхода дали существенное сокращение как времени, затрачиваемого на согласование изменений, так и стоимости процесса согласования (рис. 5). Сокращения затрат удалось достичь за счет снижения уровня согласующих лиц, а также уменьшения числа сотрудников, вовлеченных в процесс согласования.
Текст статьи опубликован по материалам журнала "Банковское дело" №4, 2018.
П
Март 2018 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено