На сегодняшний день многие крупные и средние организации (особенно из финансовой отрасли) полностью описали (регламентировали) свои бизнес-процессы и построили бизнес-архитектуры (комплексные электронные модели своей деятельности). Начинается (а где-то уже активно идёт) переход к следующему этапу: цифровая трансформация и построение ИТ-процессов.
Автор выдвигает предположение, что через 5 лет (возможно и намного раньше) от 50 до 80% бизнес-процессов в крупных и средних организациях (в зависимости от отрасли) будут выполняться в автоматическом режиме в ИТ-системах, т. е. без участия человека. Для финансовой, телекоммуникационной и высокотехнологичных отраслей эта цифра может достигать 80%. Будут повсеместно применяться технологии искусственного интеллекта, роботизации, самообслуживания, технологии обработки больших данных и другие инновационные решения. Соответственно численность штата департамента информационных технологий сильно увеличивается, а ИТ-директор и системный архитектор становятся одними из главных действующих лиц.
Чем отличаются понятия «автоматизация», «цифровизация» и «цифровая трансформация»?
Автоматизация — это включение информационных систем (программного обеспечения) в алгоритм (модель) выполнения процесса и минимизация участия в нём человека.
Цифровизация — это автоматизация процесса с использованием максимально широкого спектра самых современных технологий. При этом цель не просто минимизировать участие человека в процессе, а оптимизировать и кардинально перестроить процесс в соответствии с лучшими практиками и инновациями.
Цифровая трансформация относится уже не к отдельным процессам, а к работе организации в целом. Это изменение стратегии развития, бизнес-модели (модели ведения бизнеса) и бизнес-архитектуры, линейки продуктов (услуг) и каналов продаж, корпоративной культуры на основе передовых технологических решений и цифровизации.
ИТ-процессы (в рамках данной статьи) — это не процессы по управлению ИТ-инфраструктурой организации, а все процессы организации (в широком смысле), которые выполняются полностью в автоматическом режиме, либо у которых уровень автоматизации составляет более 80%. Сюда входят процессы по реализации продуктов и услуг, обеспечивающие и управляющие процессы (см. Рис. 1).
Рис. 1. Дерево (реестр) бизнес-процессов, верхний уровень (на примере банка) и детализация группы процессов «ИТ-обеспечение и связь»
Рассмотрим 12 факторов, их сравнение и изменение при переходе от обычных процессов к ИТ-процессам (см. Табл. 1). Более детальные пояснения по нескольким факторам приведены после таблицы
№ | Факторы | Обычные процессы | ИТ-процессы |
---|---|---|---|
1 | Источники информации для разработки моделей процессов | Интервью сотрудников (исполнителей) | Изучение ИТ-архитектуры, специфики и документации ИТ-систем |
2 | Нотации для графического описания процессов | Cross Functional Flow Chart, EPC (event-driven process chain) | BPMN (business process model and notation), ArchiMate, UML (unified modeling language) |
3 | Управление | У каждого процесса есть владелец и процессная команда (рабочая группа) | Один владелец и одна команда управляют сразу большой группой процессов |
4 | Документация | Детальные регламенты и инструкции для сотрудников по выполнению процессов | Технические задания и технические модели по выполнению процессов |
5 | Модель ИТ-архитектуры | Не требуется, или только фрагменты | Требуется детально в масштабе всей организации |
6 | Информационные потоки в процессах | Больше половины являются бумажными документами | Все информационные потоки только в электронном виде |
7 | Качество и эффективность процессов | Достигается за счёт обучения и мотивации исполнителей (сотрудников), контроля исполнения регламентов | Достигается за счёт профессионального управления операционными рисками, применения ИТ-стандартов |
8 | Внутренние показатели процессов | Трудоёмкость и расчёты оптимальной численности персонала (исполнителей) | Уровень автоматизации и уровень STP процессов (рассмотрены в настоящей статье далее) |
9 | Функционально-стоимостной анализ процессов: главный расход | Зарплата исполнителей процессов, обучение, классические офисные расходы | Поддержка и обновление ИТ-систем и оборудования, амортизация основных средств (ИТ) |
10 | Сквозные процессы | Прописывается детальное взаимодействие большого количества разнопрофильных подразделений (отделов) | Прописывается интеграция и обмен данными между разнопрофильными ИТ-системами |
11 | Инструмент бизнес-моделирования | Можно использовать Microsoft Visio + Excel (на начальных этапах) | Только профессиональная система бизнес-моделирования, например Business Studio |
12 | Дерево (реестр) процессов организации в целом | Требуются все классические основные (продуктовые), обеспечивающие и управляющие процессы – см. Рис. 1. | Перераспределение нагрузки между процессами (снижение, увеличение) и отказ от ненужных процессов в связи с ИТ-трансформацией |
Пункт 1. Меняется концепция и правила работы бизнес-аналитиков. Раньше они тратили очень много времени на проведение интервью исполнителей процессов, чтобы узнать все детали и нарисовать модели (карты) процессов, либо актуализировать их. Теперь всё основное время будет уходить на изучение ИТ-архитектуры и специфики информационных систем (программных продуктов), механизмов их интеграции, способов хранения и передачи данных, интервью с разработчиками (программистами) и системными архитекторами.
Пункт 2. Меняются нотации (правила) для графического описания процессов (см. Рис. 2). Самые распространённые нотации (Cross Functional Flow Chart, EPC event-driven process chain и др.) могут не подойти, т. к. для отображения ИТ-процессов требуется в несколько раз больше типов фигур и видов связей (стрелок). Наиболее подходящие и перспективные нотации в данном случае — это BPMN (business process model and notation), ArchiMate, UML (unified modeling language). Они имеют много спецификаций и возможностей для моделирования ИТ-процессов и ИТ-систем любого уровня сложности и детализации.
Рис. 2. Типовые модели обычного процесса и ИТ-процесса (фрагменты)
Пункт 5. Необходимо детальное моделирование ИТ-архитектуры организации (см. Рис. 3). Это не просто иерархический реестр (таблица или справочник) ИТ-систем, а указание большого объёма важной информации.
Рис. 3. ИТ-архитектура на примере банка (фрагмент, верхний уровень) и пример карточки (набора параметров) ИТ-системы
Пункт 7. В рамках цифровой трансформации уменьшается использование ручного труда, а значит существенно уменьшается количество ошибок, задержек и проблем в работе сотрудников, уменьшается вероятность операционных рисков. Но вместе с этим существенно возрастают потенциальные убытки от наступления события риска. Например, сбой в ИТ-системе в массовом бизнес-процессе крупной организации может за несколько минут повлечь убытки на несколько миллионов рублей. Поэтому необходимы профессиональные инструменты (один из вариантов — Risk Manager [1]) и методики по управлению операционными рисками. Для банков рекомендации изложены в Положении № 716-П Банка России.
Пункт 11. Необходимо применение профессиональных инструментов для моделирования ИТ-архитектуры и ИТ-процессов. Например, Business Studio + модуль IT Architect [2] + Microsoft Visio. Бизнес-аналитики и системные аналитики должны работать в многопользовательском режиме, а результаты их трудов должны выгружаться в единый центр управления организацией и электронную базу знаний. Обязательно должно быть обеспечено управление изменениями и версиями всех объектов в ИТ-архитектуре и бизнес-архитектуре организации. Также подобные инструменты позволяют автоматически генерировать технические задания на автоматизацию, бизнес-требования, технологические карты и важные отчёты по ИТ, что экономит большое количество времени у специалистов.
Сейчас важен переход к технологиям роботизации нового поколения — IPA (Intelligent Process Automation), применяющим машинное обучение и искусственный интеллект. Это позволяет роботизировать сложные бизнес-процессы, в которых требуется принятие решений, анализ информации из разных интегрированных систем. В организациях наиболее популярны следующие программные продукты: UiPath, Automation Anywhere, Blue Prism, NICE, Pegasystems.
Про технологии искусственного интеллекта не будем подробно говорить, т. к. этой информации очень много в открытых источниках. Отметим только, что данные технологии научились решать творческие задачи (например, дизайн и художественное оформление, создание литературных текстов, генерация идей и т. п.). А значит скоро они появятся во всех сферах профессиональной и общественной жизни.
Формула: количество функций (действий) внутри процедуры (процесса), выполняющихся с помощью ИТ-систем, разделить на общее количество функций в процедуре (процессе). Например, в процессе всего 15 функций, из них 6 выполняются с помощью ИТ-систем, а 9 вручную (без ИТ-систем).
Уровень автоматизации процесса равен: 6 / 15 = 40%.
Для каждой функции (действия) внутри процедуры (процесса) задать значение параметра «Признак автоматизации», например по следующей шкале.
Формула для расчёта: (сумма значений параметра «Признак автоматизации» по всем функциям) / (количество функций * 4). Таким образом, если у всех функций процесса значение данного параметра = 4 (максимальное), то уровень автоматизации = 100%.
Автоматически выполняемая функция может запускаться самостоятельно в рамках маршрута (модели) процесса, либо человеком (нажатие кнопки в программе). Например, специалист отправляет документы контрагенту в другую компанию через систему электронного документооборота (ЭДО) с электронной цифровой подписью (ЭЦП) вместо печати бумажного документа и отправки его с помощью курьерской службы. В данном случае функция (процедура) «Организация доставки документов» выполняется автоматически.
У процессов, которые спроектированы с возможностью выполнения в полностью автоматическом режиме, измеряется важный показатель — уровень STP процесса (Straight Through Processing). Есть два варианта расчёта.
Отношение объёма автоматически обработанной информации или документов (без ручного вмешательства) к общему объёму обработанной информации или документов за период. Например, если автоматизированная банковская система за один рабочий день обработала 1000 электронных платежных поручений, и при обработке 5 из них потребовались действия сотрудников (вручную), то за этот день уровень STP = ((1000 — 5) / 1000) * 100 = 99,5%.
Отношение количества транзакций или экземпляров процесса, выполненных полностью автоматически, к общему количеству транзакций или экземпляров процесса за период.
Например, за рабочий день процесс «банковский кредитный конвейер» был выполнен 100 раз (т. е. отработало 100 экземпляров процесса), из них в 95 экземплярах решения приняты автоматически, а 5 потребовали привлечения кредитных специалистов. В результате показатель (уровень) STP процесса за данный день равен 95%.
Причиной, по которой в режим автоматического выполнения процесса может потребоваться вмешательство специалиста (ручное выполнение каких-то функций), может быть: ошибка входных данных (например, от клиента), сбой программного обеспечения или операционный риск, особенности процесса, которые не могли быть учтены при его изначальном проектировании.
Формулу для расчёта уровня STP можно усложнить с помощью добавления весов, тогда она примет следующий вид:
где U(STP) — показатель уровня STP за период; k — количество экземпляров процесса, выполненных за период в автоматическом режиме; n — общее количество выполненных за период экземпляров процесса; a(k) — вес k-го экземпляра процесса; b(n) — вес n-го экземпляра процесса.
Несмотря на то, что все экземпляры процесса выполняются по одному алгоритму (модели), их веса могут быть разными. Веса могут присваиваться автоматически, например, на основе объёма входящих документов экземпляра процесса, на основе сложности выполненных вычислений (обработок) и т. п. Если алгоритм автоматического расчёта весов создать невозможно, то присвоение весов экземплярам процесса должны выполнять эксперты.
В заключении хотелось бы обратить особое внимание, что ИТ-процессы и цифровая трансформация являются следующим этапом развития организации после построения системы управления бизнес-процессами (СУБП), а не альтернативой. Невозможно сразу перейти на самый высокий уровень, если в организации не формализованы основные процессы и бизнес-архитектура, не проработаны системы управления, низкая корпоративная культура. Поэтому двигаться следует постепенно, проходя все этапы. Переход к ИТ-процессам и цифровая трансформация являются неизбежными для многих отраслей экономики, поэтому работу в данном направлении необходимо начинать или активизировать, если она уже ведётся.
Предложенные в настоящей статье рекомендации и методики должны быть использованы при разработке стратегий и бизнес-моделей организаций, доведены до руководителей и владельцев бизнеса. Это поможет устойчивому развитию, повышению эффективности работы многих подразделений и процессов, сохранению и увеличению доли на рынке, реализации качественных и востребованных продуктов и услуг.
Рекомендуемая литература и источники информации:
Октябрь 2021 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено