Как использование
Процессная модель управления действует в Сургутнефтегазбанке с 2012 г. и включает в себя инструменты планирования, организации, выполнения и контроля деятельности банка, схемы
В банке внедрена система непрерывных улучшений. Ежегодно определяется перечень
Одним из таких приоритетов в 2017 г. стал процесс оказания услуг торгового эквайринга (прием платежных карт для оплаты товаров и услуг). Он попал в перечень первоочередных для оптимизации по объективным причинам: потребность среди
Проект по совершенствованию процесса начался с создания рабочей группы, разработки и согласования плана мероприятий в соответствии с методологией Scrum.
Product Owner (владелец продукта) определил основные задачи проекта: увеличение рентабельности сервиса «Торговый эквайринг» при повышении его качества с учетом следующих требований:
Ответственный за успех проекта Scrum Master (менеджер проекта), курирующий в банке процессную деятельность, определил состав рабочей группы: программисты, юристы, тестировщики,
В первую очередь были проанализированы обращения клиентов — потребителей данного сервиса, учтены их замечания и предложения в рамках заключения договора и реализации услуги. Далее был проведен опрос участников процесса «Заключение договоров и реализация услуги «Торговый эквайринг» — представителей
Для формализации процесса «как есть» члены рабочей группы провели наблюдение за всеми операциями процесса, хронометраж их выполнения и определение нормативов времени на каждую операцию.
В системе моделирования
Рис. 1. Схема процесса «как есть»: «Заключение договоров и реализация услуги
В результате анализа были выявлены следующие проблемы: пакет требуемых от клиента документов для заключения договора был увесистым, требования к их перечню постоянно росли, а сам перечень продолжительное время не пересматривался. Среди недостатков были названы переделки в процессе, дублирование операций, чрезмерный контроль со стороны руководителя.
Так, при поступлении в банк документов для заключения договора торгового эквайринга не осуществлялась их первичная проверка, и замечания сообщали в течение двух рабочих дней; сотрудники юридической службы и службы безопасности проверяли документацию последовательно; выезд в
Проблематика процесса «как есть» влияла на его общую длительность и, соответственно, на сроки предоставления сервиса клиенту.
По итогам анализа в системе моделирования была разработана схема целевого процесса, в которой исключались неэффективные действия: минимизированы возвраты
Рис. 2. Схема процесса «как надо»: «Заключение договоров и реализация услуги
На основе этой схемы был подготовлен регламент процесса с указанием владельца, подробным описанием действий, четким определением участников, требований к срокам, указанием входов/выходов и документации.
Можно отметить следующие интересные практики, сложившиеся в ходе оптимизации:
Внедрение оптимизированных процессов было сопряжено с определенными трудностями. Так,
Чтобы исправить ситуацию, Scrum Master вместе с рабочей группой проекта организовал мозговой штурм, по результатам которого был разработан и реализован план действий по вовлечению сотрудников в процесс организационных изменений:
Запуск проекта оптимизации процесса по предоставлению сервиса «Торговый эквайринг» поддерживало руководство банка, что позволило рабочей группе внедрить изменения и перейти на новый процесс, разработать и внедрить KPI, результаты выполнения которых теперь влияют на размер премии участников процесса. KPI актуализируются ежедневно в автоматическом режиме и размещаются на общедоступном ресурсе банка. Таким образом, руководство, владелец и участники процесса могут оперативно осуществлять мониторинг, своевременно реагировать на изменения KPI и предпринимать необходимые шаги в случае отклонения от плановых значений.
Роль | KPI |
---|---|
Руководитель |
1. Обеспечить выполнение плана по комиссионному доходу, полученному от сервиса «Торговый эквайринг». |
Менеджер по привлечению клиентов |
2. Увеличить количество заключенных с клиентами договоров торгового эквайринга. |
3. Увеличить количество установленных в торгово-сервисной точке (ТСТ) терминалов, выполняющих минимальный оборот по окупаемости. |
|
Сотрудник эквайринга, |
4. Обеспечить выполнение операций процесса в установленные регламентом сроки. |
Время оптимизации процесса «Торговый эквайринг» составило три месяца.
Полученный эффект для бизнеса:
✔ сокращение сроков установки терминала клиенту — более чем на 50%;
✔ повышение операционного дохода — более чем на 30%.
Кроме того, достигнут существенный результат в части высвобождения времени сотрудников на рассмотрение и согласование документации, сокращены документооборот и сопутствующие расходы (на бумагу и печать документов).
Таким образом, банк достиг повышения доходности сервиса «Торговый эквайринг» и укрепил свои конкурентные преимущества на рынке банковских услуг.
(англ. scrum — схватка)
Гибкая методология создания продукта. Работа ведется в рамках спринтов — отрезков времени, за которые
Одна из основных ролей в методологии Scrum. Обеспечивает максимальную работоспособность и продуктивность команды, взаимодействие между всеми участниками проекта, своевременно решает проблемы, тормозящие или останавливающие работу любого члена команды, ограждает команду от всех внешних взаимодействий во время спринта. Каждый день проводит Daily Scrum Meeting —
Отслеживает прогресс команды и отмечает статус всех задач в спринте. От сотрудника на этой позиции во многом зависят самостоятельность, инициативность членов команды, удовлетворенность от выполненной работы, результат деятельности и атмосфера в команде. Scrum Master не раздает задачи членам команды, команда является самоорганизующейся и самоуправляемой.
Опубликовано по материалам журнала Business Excellence №7, 2018.
АО БАНК «СНГБ» («Сургутнефтегазбанк») — это универсальный коммерческий банк, предоставляющий широкий спектр банковских услуг и действующий в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров.
Входит в
Июнь 2018 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено