Данная статья посвящена направлениям развития процессного управления в банках. Автор приводит большое количество методик, технологий и практических примеров по данной области. Вся информация основана на опыте работы ведущих международных банков.
По нашим оценкам, около 35% банков России применяют процессное управление в своей работе и успешно выполнили следующие задачи:
На эти темы уже есть много банковских материалов в открытом доступе: пресс-релизы, видео-отчёты, статьи, книги ([1] и [2]), доклады на конференциях и т. п.
Возникает вопрос: в каких направлениях дальше двигаться, какие задачи организационного развития планировать и выполнять?
На основе анализа опыта работы ведущих банков (в первую очередь международных) и собственных исследований автор предлагает 8 направлений:
Рассмотрим каждое направление более подробно.
1. Постоянная актуализация и поддержка системы управления бизнес-процессами (СУБП) в банке.
Если не поддерживать и не актуализировать СУБП на постоянной основе, то она перестанет нормально функционировать и приносить практические результаты, выраженные в достижении и улучшении показателей KPI. Поэтому в банке необходим отдел бизнес-процессов (организационного развития), который централизованно организует управление всеми бизнес-процессами, т. е. их описание, актуализацию, оптимизацию, обучение сотрудников, автоматизацию и т. д. Также очень важна поддержка данной деятельности со стороны высшего руководства банка и обеспечение всеми необходимым ресурсами.
2. Внедрение инноваций и современных отраслевых решений в бизнес-процессах.
По каждому бизнес-процессу в практике работы международных банков регулярно появляется большое количество специализированных инноваций и современных решений [2]. Например, по платёжным картам, расчётно-кассовому обслуживанию, розничному кредитованию, дистанционному банковскому обслуживанию, управлению продуктами, управлению рисками и т. д. Несомненно, главная тенденция — это цифровизация бизнес-процессов, т. е. внедрение информационных технологий, позволяющих максимально упростить бизнес-процесс для клиента с обеспечением всех потребностей, а для руководства банка сделать бизнес-процесс максимально гибким и контролируемым.
Здесь главную роль играют владелец и аналитик бизнес-процесса. Именно они должны отслеживать появление всех инноваций и своевременно внедрять их в свою работу.
3. Методологии и технологии гибкого управления.
В переводе с английского «Agile» означает «живой, подвижный, гибкий».
Agile — это не методика или инструмент, это — набор ценностей (принципов). В группу Agile входят несколько практических методологий, среди которых особенно выделяются Scrum и Kanban.
Изначально методологии Agile применялись при разработке программного обеспечения и в промышленных процессах. Сейчас, по мнению многих экспертов, методологии Agile должны стать частью управления в любой развивающейся организации.
Главной причиной распространения Agile является то, что всё больше проектов не имеют 100% понимания, что должно быть в конце, т. е. сложно определить точные задачи. Поэтому решено, что свободные взаимодействия важнее инструкций, а готовность к изменениям важнее планов.
Рис. 1. Принципы Agile
4. Построение бизнес-архитектуры (комплексной модели) банка.
Бизнес-архитектура (комплексная модель) банка (далее Бизнес-модель) — это представление всей деятельности банка в оцифрованном виде, т. е. в виде графических моделей, документов и структурированной информации (справочников) [2].
Именно благодаря Бизнес-модели можно реализовать системный подход к управлению банком, а именно:
Бизнес-модель представляет собой большой объём информации, включая:
5. Построение единого центра управления банком на базе СУБП.
Единый центр управления формируется автоматически программным продуктом бизнес-моделирования (например, Business Studio) на основе бизнес-архитектуры (комплексной модели, например, [3]). Формат: web-сайт (HTML). Имеет встроенную систему поиска и навигации по всей информации, возможность просмотра из любой точки мира и с любого устройства, обсуждение бизнес-процессов и документов в режиме онлайн, работа с показателями KPI, получение любых отчётов о работе банка, бизнес-процессов и сотрудников.
Рис. 2. Единый центр управления банком
6. Организация профессионального управления операционными рисками на основе СУБП.
Операционный риск — это риск возникновения убытков в результате ошибок, дефектов и сбоев в бизнес-процессах, а также в результате воздействия внешних событий.
Для управления операционными рисками применяются следующие системы:
В современных условиях развития банков необходима интеграция системы управления бизнес-процессами (СУБП) и системы управления операционными рисками (СУОР). Только такой вариант может дать эффективные результаты.
Рис. 3. Операционные риски в бизнес-процессах
7. Функционально-стоимостной анализ и управленческие расчёты.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) вместе с имитационным моделированием бизнес-процессов позволяют сделать следующие расчёты:
На основе этого банк может выполнить следующие практические задачи:
Рис. 4. Примеры расчётов в рамках ФСА-анализа
8. Интеграция системы бизнес-моделирования и BPM-систем (Business Process Management), эффективная автоматизация и оперативное управление.
Необходимо настроить передачу (выгрузку) графической модели бизнес-процесса из программного продукта бизнес-моделирования в BPM-систему (например, DIRECTUM).
Бизнес-процесс «оживает», т. е. он готов к исполнению сотрудниками в режиме реального времени.
Владелец бизнес-процесса (руководитель подразделения) контролирует выполнение запущенного им бизнес-процесса от начала до конца.
Если произошла задержка в бизнес-процессе, то владелец может переназначить задачу другому сотруднику, устранить причины задержки бизнес-процесса, обладая для этого необходимыми полномочиями и ресурсами.
Возникает вопрос: почему нельзя все задачи по описанию/оптимизации и автоматизации бизнес-процессов решить только в одной BPM-системе, а требуется интеграция двух разных систем?
Действительно, многие BPM-системы имеют небольшой встроенный модуль для графического описания бизнес-процессов, из которого сразу можно запускать бизнес-процессы на исполнение.
Но в части бизнес-моделирования возможности данного модуля ограничены:
Поэтому для решения данных задач применяются профессиональные программные продукты бизнес-моделирования (ППБМ), о которых пойдёт речь в следующем разделе.
Рис. 5. Запуск бизнес-процесса на исполнение в режиме «онлайн» на основе графической модели
1. Программные продукты бизнес-моделирования (ППБМ).
К данному классу принадлежат системы: Business Studio, ARIS, Microsoft Visio.
Основная задача профессиональной системы бизнес-моделирования — это создание комплексной модели бизнеса (Enterprise Architecture) для обеспечения его эффективной работы и развития.
Рис. 6. Задачи системы бизнес-моделирования
2. Комплексная типовая бизнес-модель банка [3] (далее Типовая бизнес-модель).
Это типовое решение, включающее опыт работы и успешные практики более 100 банков. Технически она реализована в системе Business Studio.
Типовая бизнес-модель является эффективным инструментом и информационно-практическим пособием по формализации и совершенствованию деятельности банка. Для многих банков она стала «настольной банковской энциклопедией» (электронной базой знаний), которая используется непрерывно в течение многих лет.
Типовая бизнес-модель может быть успешно использована как банками, которые только начинают формализацию своей деятельности с помощью современных технологий управления, так и банками, которые активно развивают и оптимизируют бизнес.
Использование Типовой бизнес-модели позволяет:
Источники информации:
Ноябрь 2019 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено