Как модель компетенции помогает руководителям повысить качество подбора, оценки, обучения и мотивации персонала? Как создать и использовать модель компетенции в организации? В статье вы найдете подробную пошаговую методику формирования модели компетенций с рекомендациями и шаблонами, а также описание инструментов, позволяющих автоматизировать работу с моделью. Представленные авторами решения разработаны и апробированы в рамках реализации многочисленных проектов по организационному развитию.
Американский ученый и специалист по организационной психологии Даниэль Кац в 1955 году предложил классифицировать компетенции. Д. Уинтертон и Ф. Ле Дест в работе «Что такое компетенции?» в 2005 году сформулировали современные представления о компетенциях. Р. Бояцис, Ж. Батиста-Фоге ввели понятие «эмоциональный интеллект», как объединение ряда эмоциональных компетенций: способности осознавать свои и чужие эмоции, способности управлять своими и чужими эмоциями, способности управлять отношениями: решать конфликты, налаживать связи в команде, воодушевлять и т.д.
Компетенция — комбинация навыков, знаний и опыта, необходимых для эффективного выполнения поставленных задач (Gorsline K. — «A competency profile for human resources, no more shoemakers children»).
С ростом численности организации, особенно в условиях турбулентной внешней среды, возрастает значимость эффективных кадровых технологий. Модель компетенций как раз и позволяет повысить качество подбора, оценки, обучения и мотивации персонала.
Если говорить коротко, то суть использования модели компетенций заключается в следующем: меняются условия внешней и внутренней среды организации, меняется ее деятельность и, следовательно, меняются требования к должностным лицам. Появилась потребность в модели, которая позволяет разрабатывать требования для каждой должности, подбирать, оценивать и развивать в нужном для сегодняшнего дня направлении работников организации, стимулировать и продвигать их на вышестоящие позиции.
Модель компетенций (competency model) — это инструмент кадрового менеджмента и ключевой элемент стратегии компании, который включает набор компетенций каждой должности, необходимый для успешного выполнения определенной работы. Модели могут создаваться под конкретные работы, рабочие группы, бизнес-направления и организации.
Для организации:
Для руководителя:
Для работника:
Модель компетенций включает в себя:
Далее мы приведем обобщенный подход, универсальную модель, которую каждый, при желании, может адаптировать под особенности своей организации.
Рассмотрим этапы построения модели компетенций (рис. 1): как разрабатывается каталог компетенций, какие бывают уровни развития компетенций, каким образом выполняется оценка по компетенциям, как формируется матрица обучающих программ, которая позволяет развивать необходимые компетенции специалистов и руководителей. Далее, мы посмотрим, как эту модель можно автоматизировать в системе бизнес-моделирования Business Studio. Это очень удобный инструмент, в котором содержится много полезной исходной информации для разработки и точной настройки модели компетенций под потребности каждой организации.
Первый этап - определение требований к должностным лицам организации. Источником исходной информации служат модели бизнес-процессов и организационной структуры, параметры должности. В Business Studio есть стандартный отчет «Описание должности», который содержит информацию по функциям, но его доработка позволяет отражать дополнительные полезные данные: грейд, позицию, требования к квалификации, обязанности, материальную ответственность.
Результатом работы по первому этапу является описание, функции, позиция каждой должности.
Второй этап - формирование каталога компетенций. Он формируется по различным видам компетенций, в качестве примера мы рассмотрим наиболее популярный вариант, который по умолчанию реализован в дополнительном модуле для Business Studio «Модель компетенций». Это три вида компетенций.
Рис. 1. Этапы построения модели компетенций.
1. Личностно-деловые компетенции - описывают общие требования ко всем работникам организации. В качестве примера, в «Модели компетенций Business Studio» представлены следующие компетенции (но можно создавать и другие по своему усмотрению):
2. Профессиональные (функциональные) компетенции - описывают навыки и качества, необходимые для успешного исполнения функциональных обязанностей.
3. Управленческие компетенции - описывают навыки и качества, необходимые для успешного управленца, используются только для руководителей.
Наиболее сложная задача - разработка каталога профессиональных компетенций. Business Studio значительно упрощает эту задачу за счет выделения трудовых функций каждой должности, а также позволяет подстраивать модель компетенций под изменения бизнес-процессов организации.
Существуют различные методы разработки каталога компетенций, рассмотрим самые популярные.
Метод репертуарных решеток - анализируется поведение наиболее эффективных работников, составляется список поведенческих индикаторов. Проводится виде интервью с руководителями, в результате которых формируется таблица (решетка) с фамилиями работников и их индикаторами.
Метод критических инцидентов - строится на основе интервью с сотрудниками (и руководителями), в ходе которых они рассказывают о критических ситуациях, действиях, приведших к успеху или, наоборот, не позволившие разрешить ситуацию.
Метод прямых атрибутов - самый быстрый и простой, когда ключевым руководителям предъявляют карточки с описанием готовых компетенций. Руководителям предлагается выбрать из этого набора те, что являются наиболее значимыми для бизнеса.
Результатом работы по второму этапу является Корпоративный каталог компетенций.
Третий этап - разработка профиля компетенций каждой должности.
Для каждой должности устанавливаются набор компетенций и уровни ее развития. В «Модели компетенций Business Studio» представлены следующие уровни развития компетенций:
В конкретной компании можно использовать и другие уровни развития компетенции, внеся изменения в модель компетенций по своему усмотрению.
Чем выше уровень должности в организации, сложнее и важнее круг решающих задач, тем и требования будут выше к компетенциям работника.
Как составляется профиль должности? Из каталога выбираются наиболее важные компетенции, исходя из характеристик должности: функциональное направление, круг решаемых задач, уровень должности, позиция, грейд, наличие функций управления. Для каждой компетенции устанавливается требуемый уровень развития (рис. 2).
Рисунок 2. Формирование профиля должности.
Результатом работы по третьему этапу является профиль каждой должности и нормативный уровень владения компетенциями.
Четвертый этап - обучение руководителей и специалистов технологии использования модели компетенций. Цель обучения – сформировать знания, навыки, умения работы с профилем должности, проведения оценки по компетенциям подчиненных работников. Руководители организации должны понять и принять модель компетенций. Как и любая модель, модель компетенций при разработке может содержать неточности. Но в чем преимущество моделирования? Модель можно и нужно дорабатывать, оптимизировать, дополнять, уточнять при изменении условий внешней и внутренней среды организации. Если руководители принимают эту модель, правила по которым она разработана, определяют набор тех или иных компетенций должностных лиц, то со временем они будут дорабатывать модель, вводить новые компетенции, которые необходимы в новых условиях. Самый сложный первый шаг – разработать начальную модель компетенций. Для его упрощения предлагается решение «Модель компетенций Business Studio», где реализован универсальный подход. Его легко адаптировать и развивать под потребности конкретной организации.
Результатом работы по четвертому этапу является умение работать с профилем должности и проводить оценку подчиненных, понимание и принятие модели компетенций руководителями организации.
Пятый этап - разработка матрицы обучающих программ. Это различные обучающие мероприятия, направленные на развитие необходимых компетенций руководителей и специалистов. Как работает матрица обучающих программ? У каждого обучающего мероприятия определяются те виды компетенций и тот уровень, до которого они развивают обучаемых. Например, обучение общему менеджменту проводится на разном уровне сложности для начальников отделов и директоров департаментов. Разработка матрицы обучающих программ проводиться по следующим направлениям:
Шестой этап - оценка по компетенциям должностных лиц. Методы оценки персонала по компетенциям представлены на рис. 3. Они выбираются по категориям персонала так, чтобы с минимальными затратами получить наиболее адекватный результат.
Рисунок 3. Методы оценки персонала по компетенциям.
Шкала для оценки должности по компетенции позволяет определить текущий (фактический) уровень развития работника:
Экспертный уровень - является признанным авторитетом (экспертом) в данной компетенции, задает стандарт профессионализма, разрабатывает новые технологии и методы работы.
Уровень мастерства - способен применять компетенцию в нестандартных ситуациях или ситуациях повышенной сложности, выступает со стратегическими инициативами, относящимися к сфере применения данной компетенции.
Уровень опыта - полностью освоил данную компетенцию, эффективно применяет ее в подавляющем большинстве стандартных и некоторых нестандартных ситуациях, обладает глубокими знаниями, выполняет работу самостоятельно
Уровень знания - обладает необходимыми знаниями, умеет применять знания на практике под руководством других работников, понимает ее важность
Уровень понимания - имеет общие представления, понимает ее важность, находится в процессе освоения компетенции, пытается ее применять и развивать, однако не вполне и не всегда эффективно проявляет ее в практической работе.
Рисунок 4. Оценка работника по компетенциям.
На рис. 4 показан результат оценки работника по компетенциям, на основании которого можно сделать следующие выводы:
Результатом работы по шестому этапу являются выводы из оценки по компетенциям работника, программа развития работника.
Возможности автоматизации оценки персонала по компетенциям реализованы в ряде импортных программных продуктов, например, SAP HR или Oracle E-Business Suite (Oracle Human Capital Management). Однако в последнее время запросы на более бюджетные отечественные инструменты, которые не уступали бы зарубежным аналогам, привели нас к разработке решения по управлению модели компетенций на базе российской системы бизнес-моделирования Business Studio (рис. 5). Наличие модели бизнес-процессов в данной системе позволяет разрабатывать профиль должности с учетом выполняемых трудовых функций. Также по разработанной модели компетенций система позволяет получить различные полезные автоматизированные отчеты.
Данные:
Шаблоны настроенных отчетов:
Рисунок 5. Модель компетенций в Business Studio.
В качестве заключения, хотим еще раз подчеркнуть, что применение модели компетенций в организации позволяет:
Июнь 2023 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено