Станислав Кривых
Руководитель проекта отдела развития бизнес-процессов ПАО Банк «ФК Открытие»
- Как выяснить, насколько продуктивно работают сотрудники офисов продаж и как эффективно они обслуживают клиентов?
- Как отобрать наиболее эффективные тактики обслуживания клиентов из существующих, и как придумывать новые?
- Как дать руководству единую панель управления сетью офисов розничных продаж?
В этой статье Банк «Открытие» делится опытом совместного применения систем бизнес-аналитики (Business Intelligence) и проектирования бизнес-архитектуры (Enterprise Architect) для грамотного распределения полезного времени сотрудников розничной сети, сокращения времени обслуживания клиентов и повышения эффективности принятия управленческих решений.
С марта 2016 по июнь 2017 года мы сумели создать эффективные сквозные процессы управления своей розничной сетью. Для этого мы, как обычно, сделали ставку на инновационные технологии — в частности, на использование информационных систем бизнес-аналитики и управления бизнес-процессами — и не прогадали.
По итогам первого общероссийского конкурса «BPM-проект года», организованного Ассоциацией профессионалов управления бизнес-процессами (ABPMP Russian Chapter) при поддержке ИТ-кластера Фонда «Сколково», наш проект был признан самым инновационным проектом 2017 года. Расскажем, что мы сделали и как нам это удалось.
Предпосылки к проекту
В первом квартале 2016 года наш бизнес находился в стадии бурного роста. Активно шло слияние более чем десятка банков в единую структуру банковской группы «Открытие». Только что завершилась интеграция с Ханты-Мансийским банком, полным ходом шли интеграционные процессы с НОМОС-Банком.
В процессе интеграции стало ясно, что в работе розничных сетей банков, присоединяющихся к группе, применяются различные подходы. Сотрудники следуют разным стандартам обслуживания клиентов, а также используют в работе совершенно разное программное обеспечение. Необходимо было пооперационно «расшить» деятельность персонала в розничных офисах, понять, насколько она эффективна, выделить лучшие практики и стандартизировать их.
Однако, решить эту задачу было гораздо сложнее, чем ее сформулировать:
- во-первых, у нас отсутствовали описания бизнес-процессов, даже несмотря на то, что большинство из них уже имели 1–2 уровень зрелости;
- во-вторых, отсутствовал и перечень операций, которые сотрудники производят в рамках процессов, и оценка трудозатрат по ним;
- в-третьих, сотрудники применяли в работе более 20 ИТ-систем, фиксирующих данные о выполненных операциях, и нужно было как-то сводить их данные воедино;
- в-четвертых, отсутствовали справочники сотрудников для разных ИТ-систем;
- наконец, была очевидна необходимость экспертной оценки изменений и аллокации затрат по продуктам.
Нам нужно было в максимально короткие сроки наладить коммуникацию между участниками процессов и подготовить механизм изучения, оценки и контроля работы розничных офисов нашей сети.
План действий
Мы решили: процессы продаж и обслуживания клиентов розничной сети в офисах Банка, а также все внутренние процессы, выполняемые розничными сотрудниками офисов, нужно каким-то образом визуализировать. Кроме того, для каждого процесса надо было установить метрики и механизмы по контролю над соблюдением целевых значений метрик.
Таким образом, по розничным офисам стало бы возможным определить итоговую нагрузку сотрудников и распределение трудозатрат по процессам.
Наш план действий был следующим:
- Сначала мы создали рабочую группу, участниками которой стали представители розничного бизнеса.
- В рамках рабочей группы мы определили список операций, выполняемых сотрудниками розничных офисов, и разделили их на две группы: «Обслуживание» и «Продажи».
- Затем мы собрали информацию о том, как фиксируются результаты этих операций, из всех возможных источников: наших ИТ-систем, информационных систем наших партнеров, а также непосредственно из наблюдений в офисах.
- На основе полученных данных мы выявили этапы выполнения операций и сформировали нормативы по выполнению каждого из них.
- Получив подробный перечень операций и создав методологию оценки выполнения, мы приступили к реализации главной инновационной части проекта, а именно, созданию аналитических витрин. Был сформирован список витрин, которые нужны в первую очередь, и определены требования к ним, стартовала практическая часть проекта — о ней ниже.
- На основе полученных результатов:
- была создана система мотивации сотрудников для сокращения времени обслуживания клиентов;
- произведена оптимизация процессов;
- созданы видеокурсы по ошибкам оформления по самым трудозатратным операциям;
- сформирован план по дальнейшему развитию системы.
В качестве общих KPI по проекту были установлены:
- Средняя длительность выполнения клиентской операции: сократить на 15%.
- Полезная утилизация рабочего времени сотрудников: повысить на 10%.
- Доля операций, выносимых в удаленные каналы обслуживания: сократить на 25%.
На реализацию плана было отведено 15 месяцев. Из них 12 планировалось потратить на подготовку — определение источников данных о процессах, выгрузку данных, разработку алгоритмов анализа процессов, настройку визуализации аналитики — а за три оставшихся мы рассчитывали уже достичь целевых показателей.
Реализация проекта и наши инновации
В основу проекта была положена инновационная идея омниканальности. У нас было около двух десятков информационных систем, из которых можно было почерпнуть данные о взаимодействии между клиентами и сотрудниками розничной сети.
Было решено использовать данные из всех имеющихся источников, чтобы выяснить, как происходит это взаимодействие. Мы запросили у ИТ-департамента информацию о логировании операций в информационных системах, а также сформировали требования по организации логирования и выгрузки данных из систем, в которой их еще не было. Наконец, мы провели «полевые работы»: организовали выезды в офисы продаж и собрали информацию об операциях, которую в принципе невозможно было выгрузить из систем. Такой комплексный сбор информации позволяет выявить, какие рабочие паттерны являются успешными, а какие — нет, а также сформировать единое понимание процесса обслуживания клиента от консультации до завершения операции и по возможности его оптимизировать.
В реализации проекта были задействованы следующие инструменты:
- аналитические витрины для визуализации статистики;
- система бизнес-моделирования Business Studio для моделирования бизнес-процессов.
Инструменты были интегрированы со всеми основными ИТ-системами банка и его партнеров. В текущей версии подключено 18 источников данных, в том числе фронт-системы, CDI, справочники и прочее.
Интеграция используется следующим образом:
- Из информационных систем банка выгружаются данные о разрозненных операциях, фактически выполняемых розничными сотрудниками.
- Разрозненные операции анализируются и компонуются в единый бизнес-процесс. Процесс моделируется в системе Business Studio.
Пример: процесс маршрутизации клиентов в рамках электронной очереди
- Для операций в рамках процесса устанавливаются нормативы — к примеру, нормированное время выполнения операции сотрудником.
Пример: норма выполнения операции — время, за которое выполняются 90% операций такого рода
-
Фактические данные по каждой операции в рамках процесса сравниваются с нормативами, результаты визуализируются и выводятся в виде отчета на аналитические витрины.
Пример: детализированный отчет по времени выполнения операций
Первая очередь аналитических витрин, запущенная в рамках проекта, включала в себя следующие:
- Суммарные затраты времени. Данная витрина предназначена для анализа аллокации времени выполнения отдельных бизнес-операций в разрезе отделений, городов или филиалов по всей сети Банка.
- Доля бизнес-операций потенциально выносимых в УКД. Витрина была предназначена для анализа доли, количества, динамики бизнес-операций, которые потенциально могли быть вынесены в удаленные каналы доступа (банкоматы, интернет банк, мобильный банк).
- Фотография рабочего дня. Эта витрина отражает распределение рабочей нагрузки специалистов в течение рабочего дня в отделении. Фактически, она демонстрирует фотографии рабочего дня сотрудника, количество клиентов, обслуженных отделением и специалистами, суммарные затраты времени на выполнение операций, а также время операционной занятости специалистов.
- Отчет о выполнении нормативов операций. Витрина позволяет оценить соблюдение временных нормативов выполнения отдельных операций.
После этого мы сформировали требования к логированию и выгрузке информации для партнеров банка и произвели догрузку их информации на наши витрины. Таким образом, была запущена новая очередь витрин:
- Электронные очереди. Витрина позволяет оценить процент клиентов, ожидавших обслуживания не более установленного норматива, и количество клиентов, не дождавшихся своей очереди.
- Утилизация рабочего времени. Витрина позволяет оценить долю операционного времени сотрудников кассы и специалистов на обслуживание физических лиц.
- Клиентопоток. Витрина служит для оценки количества обслуженных клиентов за период.
- Аннулирование комиссии. Витрина служит для оценки эффективности заградительных мер.
Анализ данных из информационных систем ведется ежедневно (в сутки обрабатывается в среднем 1,2 Гбайт данных о примерно 28 тысячах операций). Полученные данные дают массу полезной информации для руководства розничной сети:
- Появляется возможность выявить наиболее эффективные и неэффективные паттерны взаимодействия с клиентами.
- Появляется возможность моделировать гипотезы по оптимизации взаимодействия с клиентами и быстро оценивать их эффективность на практике.
- Появляется возможность быстро выявлять узкие места в процессах и принимать меры по их устранению (вплоть до изменений одним днем).
Пример: витрина моментально показывает простой сотрудника в часы пиковой нагрузки
Применение аналитических данных на практике
Возможность визуализировать данные о работе сотрудников позволила нам создать механизм эффективного принятия управленческих решений для руководителей различных уровней розничной сети, а также систему мотивации и обучения сотрудников.
Применение инструментов визуализации аналитики позволило нашим руководителям:
- Получить наглядное представление о результатах влияния их решений на эффективность розничной сети.
- Получить четкое представление «проект — эффект»: не просто отражение метрик KPI, но и влияние изменений на состав розничного блока, численность, эффективность, клиентский опыт.
Для сотрудников, в свою очередь, наличие подобных данных на руках у руководства дало:
- Новую мотивационную схему на основе прозрачных показателей.
- Возможность оперативно получать рекомендации от руководства по повышению эффективности своей работы (вплоть до уровня одного отстающего сотрудника).
- Возможность обучаться нормативам — не просто знать о них, а участвовать в обучающих сессиях и демонстрациях на тему того, как правильно выполнять клиентские операции.
Результаты и перспективы развития
Что в итоге?
Мы не только добились поставленных целей за три месяца, но и получили результаты, даже несколько превышающие наши ожидания. Приведем показатели KPI по проекту, которые мы обозначили в начале статьи, и фактически достигнутые результаты.
-
KPI — Средняя длительность выполнения клиентской операции:
- Цель: сократить на 15%.
- Факт: сокращение на 17%.
-
KPI — Процент операций, выносимых в удаленные каналы:
- Цель: сократить на 25%.
- Факт: сокращение на 34,1%.
-
KPI — Утилизация полезного рабочего времени сотрудников:
- Цель: повысить на 10%.
- Факт: повышение на 26,7%.
В целом, от реализации проекта выиграли обе стороны. С одной стороны, наш розничный бизнес выиграл за счет снижения прямых и аллоцированных затрат. Внедрение механизма анализа операционной эффективности сотрудников ежегодно приносит финансовый эффект в среднем в 140 000 000 рублей. С другой стороны — наши клиенты выиграли за счет ускорения процессов обслуживания.
В перспективе мы планируем и дальше улучшать систему моделирования и анализа эффективности бизнес процессов. Нам видятся три основных направления развития:
- Анализ геоданных для распределения отделений и сети банкоматов, в том числе построение модели распределения присутствия Банка в зависимости от активности клиентской базы в том или ином регионе, а также на основе онлайн-данных.
- Моделирование и планирование численности в реальном времени, в том числе составление и контроль индивидуальных планов продаж.
- Построение модели доходности продуктов: планирование жизненного цикла продукта и его своевременный вывод на рынок; оценка реальной стоимости продукта с учетом аллокаций от отдельных операций, а также оценка доходности продукта в разрезе точек присутствия Банка.
Таким образом, реализация проекта по анализу операционной эффективности и моделированию бизнес-процессов позволила руководству Банка не только визуализировать результаты операционной деятельности розничного бизнеса, но и гибко изменять процессы через оказание точечного воздействия на сеть на любом уровне управления, а также оперативно измерять эффективность этих изменений.
Банк «Открытие» — универсальный банк с диверсифицированной структурой бизнеса, входит в список системно значимых кредитных организаций, утвержденный Центральным Банком Российской Федерации. Банк развивает несколько ключевых направлений бизнеса: корпоративный, инвестиционный, розничный, малый бизнес и Private Banking. Особое внимание «Открытие» уделяет высокотехнологичным сервисам для обслуживания клиентов.
Ноябрь 2018 г.
Рекомендуемые материалы по тематике