Цифровая трансформация, роботизация и внедрение самых современных информационных технологий является несомненным трендом на долгие годы вперёд. Всё это нуждается в качественной регламентации и моделировании. Т. е. важно не просто внедрять новые технологии, а сопровождать и обеспечивать все проекты и разработки детальной системой регламентации и моделей.
В статье рассмотрим структуру (Рис. 1) данной системы и приведём большое количество примеров многих её компонентов. Эта структура показывает, какой полный набор моделей и документов в идеале должен иметь современный ИТ-департамент средней и крупной организации (многих отраслей, особенно самых высокотехнологичных).
Рис. 1. Структура системы регламентации ИТ-департамента (виды моделей и документов)
При разработке данной схемы автор учитывал следующие факторы:
Сразу следует обратить внимание, что данная схема не является абсолютной истиной и должна дорабатываться (корректироваться) под конкретную организацию. Т. е. можно перемещать разные компоненты (блоки) между категориями (группами), удалять, добавлять новые. Но предложенные подходы являются универсальными и применимы для широкого круга задач.
Рассмотрим более подробно, что входит в каждый из компонентов схемы (Рис. 1) с примерами.
Данная группа включает непроцессные верхнеуровневые нормативные документы: политики, положения, порядки. Процессные регламенты относятся в группе «4. Процессы и процедуры (ИТ)».
Наиболее важные документы данной группы, которые должны быть разработаны и постоянно актуализироваться:
Плюс дополнительные категории (группы) нормативных документов: информационная безопасность, обеспечение непрерывности и восстановление деятельности. Чем крупнее организация, тем больше нормативных документов требуется для регламентации всей деятельности в области ИТ.
Данная группа включает: должностные инструкции (всех сотрудников ИТ-департамента), положения о подразделениях (входящих в состав ИТ-департамента), положения о рабочих группах и комитетах (в сфере ИТ), организационная структура ИТ-департамента (Рис. 2).
Дополнительный важный компонент — учебные материалы и тесты для персонала ИТ-департамента, которые должны быть обязательно проработаны и постоянно актуализироваться.
Рис. 2. Организационная структура ИТ-департамента (на примере банка, фрагмент)
Данная группа включает: приказы, заявления, служебные записки, договора, планы, отчёты, анкеты, чек-листы, технические задания (ТЗ), бизнес-требования (БТ) и т. п. Наличие детально проработанной библиотеки форм документов позволяет эффективно спроектировать и исполнять бизнес-процессы и соответствующие им технологии (автоматизация).
Данная группа включает: дерево (реестр) ИТ-процессов (Рис. 3), модели ИТ-процессов и процедур, показатели KPI ИТ-процессов (Рис. 4), матрицы распределения ответственности и ролей в процессах, практики ITIL. Виды ролей, которые желательно утвердить по каждому ИТ-процессу: владелец (ответственный), бизнес-аналитик (системный аналитик), риск-офицер (риск-менеджер), исполнитель (участник).
Примеры построения бизнес-архитектур, описания и оптимизации процессов, цифровой трансформации приведены в книге [3].
Рис. 3. Дерево (реестр) ИТ-процессов и процедур, фрагмент
Рис. 4. Показатели KPI ИТ-процессов, фрагмент
Данная группа включает: архитектура приложений (модели ИТ-систем и связей) — Рис. 5 и 6, архитектура технологий, системных компонентов и платформ, архитектура баз данных, модели потоков данных, задачи и требования к ИТ-системам, матрицы прав доступа к ИТ-системам, полномочий.
Рис. 5. ИТ-архитектура на примере банка (фрагмент, верхний уровень) и пример карточки (набора параметров) ИТ-системы
Рис. 6. Модели взаимодействия и интеграции ИТ-систем
Данная группа включает: стратегические карты ИТ и цели, реестр рисков ИТ-систем, модели технической архитектуры (оборудование), модели сетевой архитектуры (ЛВС, Active Directory и др.) — Рис. 7, модели (графики) ИТ-проектов, другие аналитические и технические модели.
Рис. 7. Примеры ИТ-моделей, создаваемые в Microsoft Visio (шаблоны категории «Программы и базы данных»)
На основе Рис. 1 можно разработать чек-лист, с помощью которого оценить уровень развития (проработки) каждого компонента и затем получить агрегированную оценку для системы в целом.
Предлагаемая шкала: 2 — полностью проработано и используется, 1 — проработано и используется частично, 0 — отсутствует. Формула: сумма оценок разделить на максимально возможный суммарный балл по всем компонентам. Автору известны организации, у которых данный чек-лист показывает 100%, т. е. максимальный уровень зрелости. А значит и другие организации тоже могут приблизиться к совершенству, выполнив соответствующие работы.
Ещё раз обратим внимание, что важно не просто разработать все необходимые регламенты и модели, а постоянно поддерживать их в актуальном состоянии, исполнять на практике и развивать. Только в таком случае всё это имеет ценность и даёт долгосрочные конкурентные преимущества.
Электронную версию чек-листа в формате Excel можно получить у автора по контактам, указанным в данной статье.
Если рассмотреть ИТ-архитектуру в широком понимании, то на основе компонентов из Рис. 1. все модели и документы можно разделить на 6 уровней (Рис. 8), между которыми существует большое количество разносторонних связей и влияний. Основное влияние идёт сверху вниз. На основе стратегии ИТ разрабатываются (актуализируются, оптимизируются) процессы и процедуры, нормативные документы верхнего уровня. Для исполнения процессов и процедур формируется ИТ-персонал (организационная структура, системы мотивации, корпоративная культура и т. п.). Далее выполняется проработка архитектуры приложений и баз данных, которые автоматизируют процессы и процедуры. Параллельно строится архитектура технологий, системных компонентов и платформ, на которых работают приложения. Последний уровень — физический, т. е. техническая и сетевая архитектура.
Рис. 8.Распределение моделей и регламентов, составляющих ИТ-архитектуру, по уровням
Построение полноценной и комплексной системы регламентации и моделей в области ИТ, а также ИТ-архитектуры в целом — это трудоёмкая и длительная задача, требующая высокопрофессионального подхода. Чтобы не разрабатывать большинство документов и моделей с чистого листа, рекомендуется использовать готовое решение — «Большая библиотека системного аналитика и ИТ-архитектора» [2]. Данная библиотека позволит получить следующие экономические эффекты и практические выгоды для организации:
Февраль 2022 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено