Деятельность по разработке, внедрению и последующей сертификации систем менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000 в России ведется уже давно. Популярность данного стандарта объясняется очень просто — если хочешь экспортировать свою продукцию за рубеж или работать с зарубежными компаниями на территории России, необходимо «играть» по одним правилам с иностранными партнерами. В данном случае под такими «правилами» подразумеваются единые ребования к обеспечению качества выпускаемой продукции. Наличие сертификата у организации является гарантией, пусть и не абсолютной, что подход к обеспечению качества осуществляется на постоянной, системной основе.
Если полезность и необходимость СМК уже давно ни у кого не вызывают сомнения, то методы ее построения могут значительно отличаться друг от друга. Например, большинство организаций выбирают для себя самый простой и распространенный способ — разработка регламентных документов СМК вручную, без использования средств автоматизации. Для этого формируется бюро или целый отдел, который сосредоточивается на поддержании данных документов в актуальном состоянии. Причин, почему это происходит, несколько:
На наш взгляд, главной проблемой при выборе метода построения СМК является то, что не всегда руководители и специалисты организации до конца понимают, какой объем работ им предстоит осуществить уже после получения сертификата соответствия СМК требованиям стандарта ISO 9001: 2000. Именно экономия ресурсов (людских и временных) на «рутинной работы» по доработке документации СМК и приводит к ситуации, когда уже внедренная СМК на практике представляет собой груду устаревшей документации, которой никто не пользуется. Например, если изменился порядок выполнения процедуры, то необходимо отразить данное изменение в документации СМК. Доработка документации в организации, которая не использует информационную систему поддержки СМК, осуществляется путем последовательной правки документов: регламента процедуры, регламента (карты) процесса, должностных инструкций сотрудников, положения о подразделении. Таким образом, необходимо просмотреть минимум четыре документа, найти и изменить устаревшую информацию, причем вручную, и затем согласовать все внесенные изменения для каждого документа. Эффективность такого способа актуализации документации очень низкая, к тому же, чем больше вносимых изменений, тем выше вероятность того, что они не будут корректно отражены во всех необходимых документах. Нельзя забывать также и о том, что чем скучнее и неинтереснее работа, тем сильнее влияние «человеческого фактора», что, в свою очередь, приводит к непредсказуемости результатов такой работы.
Выходом из ситуации является использование информационной системы как на этапе разработки СМК, так и на этапе поддержания ее в актуальном состоянии.
Информационная система должна обеспечивать:
Таким образом, использование информационной системы должно снизить трудоемкость внесения изменений в документацию СМК и позволить специалистам больше времени тратить на выполнение своих прямых обязанностей. Несколько месяцев назад с проблемой значительной трудоемкости поддержания СМК в актуальном состоянии, а также с необходимостью продолжения работы по выделению и описанию процессов столкнулась компания «АИСТ». На момент осуществления выбора информационной системы СМК компании была уже сертифицирована. Причем подход к разработке документации СМК осуществлялся следующим образом: графическое описание процессов и процедур СМК выполнялось в программе Microsoft Visio. С помощью Visio были разработаны схемы процессов и процедур, которые вставлялись в виде картинок в текстовые документы (карты процессов, стандарты предприятия), подготовленные с помощью текстового редактора Microsoft Word. В процессе функционирования СМК стало ясно, что «ручной» способ внесения изменений в документацию является малоэффективным, так как достаточно продолжителен по времени, а также требует значительных трудозатрат. Чтобы решить эту проблему, компания сознательно пошла на расформирование группы качества с целью вовлечения персонала компании в совершенствование СМК и переложения части ответственности за поддержание документации СМК в актуальном состоянии на руководителей среднего звена. Данная задача была обозначена и доведена до сведения руководства компании еще на этапе разработки СМК. Для ее решения разрабатывались и предпринимались различные мероприятия, такие как переход на новую систему оплаты руководителей среднего звена и ИТР, регулярное проведение обучения по СМК, в том числе на семинарах ведущих российских компаний, предлагающих услуги в области менеджмента качества. Однако сопротивление со стороны персонала все равно существовало. Основное недовольство руководителей вызывало то, что в их обязанности стало входить поддержание организационных документов в актуальном состоянии. Руководители функциональных подразделений стали отвечать за актуальность положений о подразделениях и должностных инструкций сотрудников, а руководители, являющиеся владельцами процессов, — за регламенты процессов. Значительную часть времени им приходилось тратить на доработку документации, ее согласование и доведение до сотрудников, причем времени на развитие СМК (выделение новых и оптимизация уже имеющихся процессов) практически не оставалось.
Типовая процедура внесения изменений в документацию выглядела следующим образом:
В сложившейся ситуации руководством компании было принято решение начать поиск программного продукта, который позволил бы повысить эффективность действий руководителей, связанных с актуализацией документации СМК. Вначале были определены критерии, которым должен был отвечать программный продукт.
В качестве основных можно назвать следующие:
Нами было проанализировано достаточно большое число предлагаемых на рынке программных продуктов. Среди них: УДП «Парус», Naumen, Aris, Business Studio. УДП «Парус», Naumen — системы класса workflow — предназначены для автоматизации электронного документооборота, автоматического контроля правильности исполнения регламентов сотрудниками, отслеживания очередности этапов прохождения документов, а также задержек по времени их исполнения. Проведя анализ, мы пришли к выводу, что использование данного программного обеспечения не позволит в полной мере решить поставленную перед нами задачу, так как оно не обладает возможностями по созданию графических моделей процессов/процедур и получению на их основе регламентных документов. Поэтому мы остановили свой выбор на другом классе систем, предназначенных для
Также на наше решение повлияла цена и возможность оперативно получать техническую и методологическую поддержку от компании — производителя данного программного обеспечения.
После выбора программного продукта, следующим этапом для нашей компании стал переход от существующей в бумажном виде документации СМК к формированию документов автоматически с помощью информационной системы.
Microsoft Office Visio 2003 используется для построения схем и диаграмм различного типа, наглядного представления
Для этого был разработан план перехода, состоящий из двух этапов.
На первом этапе в программу была внесена оргструктура компании с описанием параметров подразделений и должностей, а также введены основные процедуры, описанные ранее с помощью Microsoft Visio. Это позволило сразу получить должностные инструкции и положения о подразделении на основе шаблонов, заложенных в Business Studio.
Второй этап внедрения был связан с формированием процессной модели компании с учетом требований стандарта ISO 9001:2000. Предварительно было проведено индивидуальное обучение руководителей подразделений (руководителей процессов) тому, как работать в Business Studio.
В рамках описания целостной модели
Для каждого процесса определены: цель деятельности с учетом политики и целей в области качества, результат, входы и выходы, назначены владельцы процессов.
Каждый из процессов декомпозирован на процедуры, описывающие действия конкретных исполнителей.
На основе разработанной модели процессов и процедур в Business Studio были сформированы регламенты процессов и процедур, описание движения бумажных документов (документооборот компании). Результаты были размещены для общего доступа в
Мы не ограничились использованием Business Studio только для целей поддержания СМК. На данный момент для нас актуальными являются две задачи:
Решение первой задачи осуществляется путем разработки перспективной модели компании «как будет» с помощью Business Studio. Мы проектируем новую модель процессов и процедур компании, а также организационную структуру с учетом будущих изменений, связанных с расширением перечня предлагаемых телекоммуникационных услуг.
Данная модель уже сейчас позволяет заглянуть в будущее компании, спрогнозировать возможные риски, связанные с изменениями рыночных условий, расширением филиальной сети компании, а также обеспечить экономию ресурсов за счет снижения вероятности принятия неправильных решений.
Одновременно с описанием будущей системы управления компанией мы приступили к внедрению автоматизированной системы управления процессами. Благодаря тому, что в Business Studio уже внесены документированные процедуры работы исполнителей, описаны документы и информационные объекты, используемые в этих процедурах, мы получили готовые части Технического задания на автоматизацию.
Надеемся, что проводимые мероприятия по улучшению системы управления помогут компании быть более эффективной, удовлетворять и предвосхищать требования наших потребителей в качественных телекоммуникационных услугах.
Критерий сравнения | Программные продукты | ||
---|---|---|---|
Microsoft Visio 2003 | Aris | Business Studio | |
Производитель | Microsoft Corporation | IDS Scheer AG | Группа компаний «Современные технологии управления» |
Графическая нотация моделирования процессов и процедур | Basic Flowchart, Cross Functional Flowchart, IDEF0, EPC, DFD, Work Flow | DFD, UML, eEPC, Industrial and Office process, |
IDEF0, Процедура (Cross Functional Flowchart), Basic Flowchart |
Возможность назначать ответственных за выполнение процессов и процедур | Нет | Да, изображается специальным графическим элементом на диаграмме | Да, ответственный задается либо на диаграмме, либо в свойствах процесса |
Возможность формирования регламентных документов (карта процесса, регламент процедуры) | Возможно создание своих отчетов (регламентов) на одном из поддерживаемых языков в виде |
Создание простых отчетов на базе стандартных шаблонов. Создание произвольных документов с помощью макросов Visual Basic | Формирование регламентных документов в формате Microsoft Word. Создание пользовательских отчетов и документов с помощью встроенного редактора отчетов. Обеспечивается автоматическое создание |
Возможность информирования сотрудников об их зонах ответственности | Нет | Требуется настройка системы |
Формирование Должностных инструкций и Положений о подразделениях. Распространение документов:
|
Возможность назначать цели в области качества и показатели их измерения | Нет | Есть. Поддерживается методология Balance ScoreCard | Формирование дерева целей и показателей их достижения. Привязка целей к процессам, процедурам, подразделениям и должностям. Формирование регламентов по целям и показателям |
Постоянное улучшение деятельности и документирование изменений | Нет | Требуется настройка системы | Отражение изменений в процессах и процедурах и переформирование документации |
Плюсы |
|
|
|
Минусы |
|
|
|
Таблица 1. Критерии сравнения систем
Опубликовано по материалам:
http://stq.ru/riasite/index.phtml?page=1&tbl=works&id=9
Январь 2006 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено