В статье представлен авторский подход к диагностике критического параметра
Основной принцип системы менеджмента качества (СМК) — непрерывное
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 10014–2008 [1] экономический эффект деятельности достигается на основе улучшений, осуществляемых благодаря самооценке уровня зрелости организации в сочетании с
Рис. 1. Общая модель процесса достижения экономического эффекта
Начальным этапом улучшения деятельности является определение объекта (модели процесса) и цели улучшения. С точки зрения системного подхода аналитическая модель процесса [2] может быть представлена следующими группами его характеристик:
Для диагностики критического параметра
Для реализации первого этапа методики в таблице 1 представлены основные параметры паспорта процесса с подходящими определениями,
Параметры и уточнения | Определения | Требования и рекомендации |
---|---|---|
Процесс (название и суть) |
|
|
Цель (назначение процесса, его место в системе процессов предприятия и экономический эффект) |
|
|
Владелец (лицо, ответственное за управление процессом) |
|
|
Выход (название и содержание результата) |
|
|
Вход (название и содержание входных данных для процесса) | Материалы и/или информация, преобразуемые процессом для создания выходов [6]. | |
Управление (названия и содержание управляющих воздействий на процесс) |
|
|
Механизм (исполнители и средства — орудия и условия труда, необходимые для процесса) |
|
|
Технология (совокупность действий для достижения результата и способов влияния на средства труда) |
|
|
Удовлетворенность потребителей (способы измерения) |
|
|
Мониторинг (необходимые показатели) |
|
|
Улучшения (запланированные цели и мероприятия) |
|
|
Для практического использования паспорт процесса может быть реализован как
Рис. 2. Карточка документа «Паспорт процесса»
Рис. 3. Карточка раздела документа: атрибуты объекта
В работе удобно использовать справочник «Разделы атрибутов объектов», поскольку однократное внесение сведений с последующим их пополнением позволит многократно и автоматически выводить их в отчетах для различных паспортов процессов.
Для унификации представления содержания (шаблона) паспорта процесса могут быть использованы стандартные возможности системы Business Studio, в частности для настройки и формирования пользовательских отчетов [22] (рис. 4). В результате применения пользовательского отчета будет получен документ «Паспорт процесса» в унифицированной форме (рис. 5).
Рис. 4. Пользовательский отчет «Паспорт процесса»
Рис. 5. Документ «Паспорт процесса»
В интересах реализации второго этапа методики — диагностики критического параметра процесса на основе самооценки — необходима разработка шкалы для оценки параметров процесса. По аналогии с самооценкой внедрения принципов менеджмента организации [1] предлагается использование порядковой (балльной) шкалы для оценки уровня возможностей (зрелости) процесса.
При оценке уровня возможностей процесса (его способности обеспечить получение запланированных результатов в воспроизводимой, предсказуемой и последовательной форме для достижения
Для измерения уровня зрелости процесса предлагается использовать подход на основе измерений важности и удовлетворенности параметров процесса [25]. Примеры предлагаемых автором шкал (для отдельных параметров процесса) представлены в табл. 2 и 3 соответственно.
Код | Параметр процесса | 0: Не знаю | 1: Не важен | 2: Описание (Plan) | 3: Исполнение (Do) | 4: Регулирование (Check) | 5: Улучшение (Act) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
4 | Вход процесса | Параметр не имеет отношения к управлению и улучшению процесса | Повышение внимания к параметру способствует улучшению описания и регламентации процесса (повышает точность планирования цели, результатов и необходимых ресурсов) | Повышение внимания к параметру способствует улучшению исполнения процесса (повышает результативность последовательности и содержания действий) | Повышение внимания к параметру способствует улучшению управления процессом (повышает эффективность и производительность действий) | Повышение внимания к параметру способствует улучшению процесса (повышает удовлетворенность потребителей и заинтересованных сторон) | |
5 | Управление процесса | Параметр не имеет отношения к управлению и улучшению процесса | Повышение внимания к параметру способствует улучшению описания и регламентации процесса (повышает точность планирования цели, результатов и необходимых ресурсов) | Повышение внимания к параметру способствует улучшению исполнения процесса (повышает результативность последовательности и содержания действий) | Повышение внимания к параметру способствует улучшению управления процессом (повышает эффективность и производительность действий) | Повышение внимания к параметру способствует улучшению процесса (повышает удовлетворенность потребителей и заинтересованных сторон) |
Код | Параметр процесса | 0: Не знаю | 1: Нет свидетельств | 2: Есть свидетельства | 3: Участники знают | 4: Участники применяют | 5: Есть улучшения |
---|---|---|---|---|---|---|---|
4 | Вход процесса | Не определены | Требования ко входу (данным) процесса документированы, сведения поддерживаются в актуальном состоянии | Поставщики и участники процесса знают основные требования ко входу (данным) процесса, руководствуются соответствующими документами, соответствие требованиям подтверждается результатами аудитов | Применяются ключевые показатели деятельности, анализируются риски и потери, осуществляется мониторинг и информирование заинтересованных сторон о соответствии входа (данных) документированным требованиям | Устойчивая тенденция соответствия входа (данных) требованиям и превосходства ожиданий заинтересованных сторон | |
5 | Управление процесса | Политики и подходы к управлению процессом не определены | Политики и подходы к управлению документированы, паспорт процесса документирован, сведения поддерживаются в актуальном состоянии | Владелец и участники процесса знают PDCA-цикл управления процессом, руководствуются соответствующими документами, соответствие знаний подтверждается результатами аудитов | Политики и подходы к управлению процессом соответствуют корпоративной культуре и стратегическим целям, анализируются риски и потери, применяются ключевые показатели деятельности на основе PDCA-цикла управления процессом (планирование, выполнение, контроль, улучшение) | Регулярно проводится самооценка уровня совершенства процесса и осуществляются инициативы по улучшению, стабильно высокая удовлетворенность заинтересованных сторон качеством управления процессом |
Для обработки анкет с экспертными оценками используется автоматизированная
Рис. 6. Общий итог самооценки параметров процесса
Поскольку в процессе самооценки возможны различные точки зрения экспертов на критичность того или иного параметра, а также влияние их принадлежности к различным заинтересованным сторонам, при выборе критического параметра процесса дополнительно применяется кластерный анализ распределения мнений (для учета согласованности экспертных оценок). Так, например, в таблице 4 в общем итоге критическим оказывается параметр «Механизм процесса», в то же время при группировке (по схожести) оценок на два кластера определяется второй возможный критический параметр — «Выход процесса». При дальнейшем увеличении количества кластеров можно оценить устойчивость окончательного выбора критического параметра для последующего улучшения качества процесса.
Количество оцениваемых кластеров | Критические параметры и выделившие их эксперты |
---|---|
1 кластер |
Механизм процесса:
|
2 кластера (сила) |
Механизм процесса:
|
3 кластера (сила) |
Улучшения процесса:
|
Наличие полноценной информации о распределении мнений экспертов позволяет владельцу более точно выбрать критические параметры и инициировать проекты внутреннего развития для улучшения процесса.
Таким образом, на основе предложенных автором структуры паспорта процесса и методики экспертной диагностики критического параметра можно организовать регулярную деятельность по самооценке и улучшению процессов предприятия (с высокой вовлеченностью заинтересованных сторон и минимальными трудозатратами). При этом применение системы Business Studio позволяет построить регулярную работу по формированию базы знаний о применении процессного подхода и менеджмента качества для поддержания требуемых компетенций [26].
Источники информации:
Опубликовано по материалам:
Журнал «Менеджмент качества», 04/2018.
Январь 2019 г.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
* Поля, обязательные для заполнения.
Введите поисковый запрос:
Сообщение успешно отправлено