Роман Исаев
Эксперт по организационному развитию, процессному управлению, информационным технологиям в бизнесе
Партнёр ГК «Современные технологии управления»
Руководитель проектов, бизнес-тренер, сертифицированный специалист Business Studio
Автор 11 книг и более 60 публикаций в научно-практических журналах
Автор и разработчик моделей и модулей для системы Business Studio, которые на протяжении многих лет активно используются в ведущих российских и международных организациях
Многие организации, которые внедрили систему Business Studio, уже разработали собственные электронные бизнес-архитектуры с большим объёмом информации. Под бизнес-архитектурой в рамках данной статьи будем подразумевать комплексную модель бизнеса (организации), которая включает в себя: стратегические карты, цели и показатели KPI, модели бизнес-процессов, регламентирующую документацию (регламенты бизнес-процессов, положения о подразделениях, должностные инструкции и др.), организационную структуру, системную архитектуру, портфели проектов и многое другое. Дальше необходимо провести аудит и анализ разработанной бизнес-архитектуры, чтобы правильно спланировать и продолжить её актуализацию, доработку и оптимизацию.
Под аудитом в рамках данной статьи подразумевается проверка бизнес-архитектуры на соответствие правилам и методикам бизнес-моделирования, которые применяются в системе Business Studio, а также различным отраслевым стандартам, требованиям и общепринятым практикам. В основе правил и методик бизнес-моделирования лежат два фундаментальных подхода: процессный и системный подход. Подробная методологическая информация приведена в официальной документации Business Studio и книгах [4], [5].
Проведение аудита позволит ответить на следующие вопросы
- В правильном ли направлении ведётся разработка бизнес-архитектуры организации;
- Какие в бизнес-архитектуре есть неточности, ошибки и слабые стороны;
- Какие в бизнес-архитектуре есть несоответствия действующим методикам, правилам и стандартам;
- Как лучше и эффективней установить взаимосвязи между различными объектами в бизнес-архитектуре;
- Как дальше развивать, дорабатывать и оптимизировать бизнес-архитектуру;
- Как повысить эффективность работы бизнес-аналитиков, методологов и технологов;
- Как обеспечить применение (реализацию) бизнес-архитектуры (графических моделей, регламентов и других материалов) на практике всеми сотрудниками организации.
Как проводить аудит
Аудит бизнес-архитектуры организации в системе Business Studio рекомендуется проводить примерно через 6–8 месяцев после начала её разработки, и дальше с интервалом примерно 1 год в зависимости от объёма наполнения информацией и специфики работы организации (см. Рис. 1).
При выборе аудитора (специалиста, кто будет проверять бизнес-архитектуру) возможно 3 варианта.
- Сотрудники организации, кто обладает техническими и методологическими знаниями по Business Studio, но не принимал участие в разработке бизнес-архитектуры (принцип независимости). Таких сотрудников найти на практике бывает довольно сложно, поэтому обычно применяются следующие два варианта.
- Сотрудники организации, кто принимал участие в разработке бизнес-архитектуры и обладает всеми необходимыми знаниями. В таком случае это называется не аудит, а самооценка. Это тоже полезная процедура, но качество и достоверность информации будет ниже, чем при аудите.
- Внешний специалист, который обладает отраслевыми знаниями по бизнес-архитектуре, техническими и методологическими знаниями по Business Studio. Это наиболее эффективный вариант, т. к. внешний специалист может дать высококвалифицированную независимую оценку и рекомендации, а также рассказать про успешные практики других организаций из данной отрасли.
Для проведения аудита бизнес-архитектуры в организации среднего размера необходимо:
- Один аудитор;
- Рабочая группа из сотрудников организации (2–3 человека), принимавших наибольшее участие в разработке бизнес-архитектуры или руководил этой работой;
- Полный доступ к бизнес-архитектуре в системе Business Studio в течение 2 рабочих дней.
Аудитор совместно с рабочей группой детально просматривает бизнес-архитектуру по чек-листу (см. Табл. 1). В данном чек-листе по каждому требованию (компоненту) указывается степень его проработки, комментарии и рекомендации. На основе выявленных несоответствий (заполненного чек-листа) разрабатывается план по дальнейшей доработке и оптимизации бизнес-архитектуры организации с чётким закреплением задач, сроков и исполнителей.
Рис. 1. Аудит и доработка бизнес-архитектуры организации
№ |
Задача / требование / компонент бизнес-архитектуры |
1 |
Настройки для всех пользователей в Business Studio (проверить, дополнить) |
2 |
Дерево бизнес-процессов: полнота, непротиворечивость. Дополнить
Владельцы бизнес-процессов на всех уровнях (проверить, назначить) |
3 |
Организационная структура (дерево): полнота, корректность записей
Организационная структура (графические модели): наличие сформированных, корректность. Дополнить
Карточки (параметры) должностей и подразделений
Автоматическая генерация должностных инструкций, положений о подразделениях
Использование Ролей
Связи должностей со справочником «Физические лица» |
4 |
Библиотека документов (объекты деятельности): полнота, корректность заполнения
Карточки (параметры) документов, привязка файлов |
5 |
Графические модели бизнес-процессов: корректность и соответствие выбранной нотации. Доработка
Карточки (параметры) бизнес-процессов: требования к срокам, комментарии (инструкции), привязка нормативных документов, показатели KPI
Статусы бизнес-процессов
Разработка новых моделей бизнес-процессов (по результатам диагностики)
Автоматическая генерация регламентов бизнес-процессов |
6 |
Системная архитектура (программные продукты): полнота, корректность заполнения. Дополнить
Карточки (параметры) программных продуктов
Привязка программных продуктов к бизнес-процессам, настройка генерации технических заданий на автоматизацию бизнес-процессов |
7 |
Дополнительные справочники (ТМЦ, базы данных, направления деятельности — дерево продуктов и услуг, проекты, СМК): проверить, дополнить |
8 |
Стратегические цели и стратегические карты BSC: корректность заполнения. Дополнить, разработать (при необходимости) |
9 |
Показатели KPI: полнота, корректность заполнения параметров и значений. Дополнить, разработать (при необходимости)
Связи показателей с бизнес-процессами, должностями и стратегическими целями
Настройка импорта значений показателей KPI в. Business Studio из других систем |
10 |
Настройки по администрированию Business Studio
Проведение обслуживания базы данных
Настройка и доработка шаблонов отчётов (регламентов) |
11 |
HTML-публикация и Business Studio Portal (электронная база знаний организации): настройка содержания, генерация, проверка корректности |
12 |
Дополнительные модули Business Studio. Проверка, настройка параметров и функционала:
- Система управления операционными рисками [2];
- Многофункциональное дополнение (add-on) [3];
- Функционально-стоимостной анализ (ФСА) и имитационное моделирование;
- и другие.
|
Табл. 1. Чек-лист для аудита бизнес-архитектуры организации, разработанной в системе Business Studio
Примеры результатов аудита
Автор в течение 10 лет проводил аудиты бизнес-архитектур в системе Business Studio разных банков и финансовых организаций. Рассмотрим самые распространённые типовые несоответствия, слабые стороны и ошибки, которые выявлялись в результате аудитов.
Методологические несоответствия
- Нарушение правил выбранной нотации на графических моделях бизнес-процессов. Подробное описание всех нотаций с примерами приведено в официальной документации Business Studio, а также в книгах [4] и [5]. Для моделей в некоторых нотациях в Business Studio есть возможность автоматической проверки правильности построения. По опыту реализованных автором проектов в средних финансовых организациях разрабатывается примерно 1000 графических моделей бизнес-процессов нижнего уровня (в формате А4 и нотациях EPC, BPMN, Cross Functional Flow Chart). В крупных организациях разрабатывается более 1500 моделей.
- Несоответствие других графических моделей (стратегические карты, диаграммы Исикавы) установленным в Business Studio методикам и правилам.
- Не заполнены свойства (карточки) большого количества объектов в разных справочниках. В первую очередь необходимо заполнить карточки бизнес-процессов, должностей и ролей. Это особенно важно для автоматического формирования качественной и полноценной регламентирующей документации: регламенты бизнес-процессов, положения о подразделениях, должностные инструкции.
- Структуры (иерархии) объектов в некоторых справочниках являются несистемным (нелогичными), полностью не детализированы, содержат дублирующиеся части и противоречия. Примеры, как наиболее качественно и эффективно структурировать объекты в справочниках приведены в «Комплексной типовой бизнес-модели банка (финансовой организации)» [1].
Отраслевые (практические) несоответствия
- Несоответствие компонентов и материалов бизнес-архитектуры требованиям регулирующих органов и законодательства;
- Несоответствие бизнес-архитектуры общепринятой практике работы в отрасли. Например, устаревшие бизнес-процессы или элементы системной архитектуры.
Технические несоответствия
- Не проводилась процедура «обслуживание базы данных» в Business Studio. Рекомендуется её выполнять несколько раз в месяц в зависимости от интенсивности наполнения бизнес-архитектуры;
- Не корректно или не полностью назначены права доступа пользователей и ролей к справочникам (классам) и объектам в Business Studio;
- Различные неточности и ошибки при самостоятельной разработке новых шаблонов отчётов и фильтров в Business Studio, а также конфигураций базы данных в модуле MetaEdit;
- Не полностью или некорректно заполненные настройки для всех пользователей базы данных Business Studio и настройки по формированию Портала (Portal).
Доработка и оптимизация бизнес-архитектуры организации в системе Business Studio
Доработка выполняется двумя способами по тем компонентам, по которым выявлены несоответствия.
1. Доработка справочников, свойств объектов и графических моделей
У каждого справочника рекомендуется назначить ответственных за доработку и актуализацию, например, на основе Таблицы 2. Эти сотрудники должны быть профессионально обучены работе в системе Business Studio.
Справочник |
Подразделение (ответственные) |
Бизнес-процессы (единое дерево, реестр) |
Управление бизнес-процессов / методологии |
Организационная структура (субъекты) |
Служба персонала |
Системная архитектура (программные продукты) |
Управление информационных технологий |
Библиотека документов (объекты деятельности) |
Управление методологии или управление документооборота (делопроизводства) |
Стратегические цели, стратегические карты |
Управление организационного / стратегического развития |
Проекты |
Проектный офис |
Направления деятельности (дерево продуктов и услуг) |
Управление маркетинга и продуктов |
Операционные риски |
Служба операционных рисков |
Табл. 2. Ответственные за наполнение и актуализацию справочников в системе Business Studio
2. Техническая доработка бизнес-архитектуры
Включает в себя разработку новых справочников (классов), связей, параметров (свойств), шаблонов отчётов под потребности и задачи организации. На основе запросов и пожеланий пользователей автор в течение многих лет ведёт разработку и развитие двух дополнительных модулей для Business Studio.
- Система управления операционными рисками [2];
- Многофункциональное дополнение (add-on) [3].
В этих модулях собран функционал, который позволяет решать самые распространённые и востребованные на сегодняшний день задачи. Например, планирование, идентификация, ранжирование, учёт и контроль операционных рисков, реализация предупреждающиех и корректирующихе действияй, управление полномочиями сотрудников, ведение глоссария для бизнес-процессов, формирование маркетинговыхе функции и отчётов, проведение SWOT-анализа и многое другое.
Заключение
В данной статье мы рассмотрели основные правила и примеры аудита бизнес-архитектуры организации в системе Business Studio. Данную процедуру рекомендуется проводить на систематической основе. Это позволит сэкономить время и ресурсы, избежать ошибок, внедрить в работу успешные практики и передовой опыт.
По мнению ведущих экспертов в настоящее время конкуренция в области продуктов и услуг сменяется на конкуренцию моделей управления и бизнеса в целом. Именно те организации, которые разработали эффективные бизнес-архитектуры и постоянно их улучшают, получают максимальные конкурентные преимущества и стабильное развитие.
Источники информации:
[1] Комплексная типовая бизнес-модель банка (финансовой организации). Электронный ресурс.
[2] Система управления операционными рисками
[3] Многофункциональное дополнение (add-on) для Business Studio
[4] Р. А. Исаев. Банк 3.0: стратегии, бизнес-процессы, инновации. — М.: Инфра-М, 2017.
[5] Р. А. Исаев. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг (2-е издание). — М.: Инфра-М, 2015.
Январь 2017 г.
Рекомендуемые материалы по тематике